География - наука о природе и человеке. Изучение данного предмета требует наглядности, карт, территориальной привязанности, все это расширяет понимание природных явлений и закономерностей, расширяет кругозор учащихся, в настоящее время этому способствуют интерактивные технологии. Апробация УМК, под редакцией А.И.Алексеева "Полярная звезда" по географии, в школе ведется пятый год (с 2006 года площадка НИРО, с 2008 года - издательства "Просвещение", НГПУ), под руководством доктора педагогических наук, проректора по учебной работе НГПУ - Николиной В.В. и старшего преподавателя кафедры естественных наук НИРО - Королевой А.А. В плане эксперимента учащиеся школы были обеспечены учебниками, тетрадями - тренажерами, атласами с контурными картами. Целью научно-экспериментальной работы стала адаптация к одночасовой программе в 6 классе и освоение новых подходов в преподавании географии 7-9 классов, через увеличение интенсивности и мобилизации материала, основанные на блочно-модульном подходе, вариативности самостоятельной деятельности учащихся, обучение школьников анализу, работе с возможностями Интернета в поиске информации, создании рефератов, презентаций, проектов.
Семиклассники - средний школьный возраст, который характеризуется импульсивностью, избирательностью их внимания. Это значит, они откликаются на необычные, захватывающие уроки, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Они склоны к спорам и возражениям, высказывают свое мнение и суждение. Зачастую, в силу психологических особенностей возраста резко падает интерес к учению, изменяется учебная мотивация. Очень удачное психолого-педагогическое решение нашли авторы учебника "География. Страны и континенты", А.И.Алексеев и В.В.Николина введя вместо традиционных параграфов, уроки-путешествия. Учитель выступает в роли дирижера на уроке, создавая нестандартные, труднопреодолимые ситуации, решение которых требует пытливости, самостоятельности в добывании знаний, дополнительных материалов, времени, творчества:
Заочные путешествия позволяют знакомиться с различными регионами мира, с закономерностями развития природы, формировать у школьников воображение, пространственное мышление, ролевой опыт, умение работать с картой, приобщаться к ценностям различных культур и цивилизаций и т.д.
Авторы предлагают алгоритм (правила) организации учебной деятельности на уроках-путешествиях, рубрика "Шаг за шагом":
1. Изучение маршрута - начальный и конечный пункты;
2. Изучение легенды карты;
3. Определение природных зон и стран по маршруту путешествия;
4. Характеристика природы и населения на основе имеющихся знаний;
5. Чтение текста параграфа;
6. Поиск дополнительной информации, используя возможности Интернета (домашнее задание);
7. Итоги путешествия.
Этапы проведения урока путешествия:
Необходимо помнить, что целые классы и учащиеся по уровню восприятия, развития, работы очень разные, поэтому применяем различные формы и методы ведения уроков.
Презентация, подготовленная учителем, может включать в себя элементы литературных произведений, игры, анимации, практических работ:
Источниками информации, к урокам-путешествиям, могут быть, как традиционные пособия (энциклопедия, учебник, атлас, контурные карты, видеофильмы), так и новейшие - ПК, Интернет, интерактивная доска и интерактивные карты, тетрадь-тренажер.
Накопив опыт в предыдущих путешествиях, например, путешествуя по Северной Америке, учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, картами, выполняют задания в тетради-тренажере, затем зачитывают варианты своих ответов.
Наряду с новыми формами и методами работы традиционными остаются сообщения учащихся, Географический вернисаж (рисунки, эмблемы, газеты:), игры-путешествия:
Прекрасным пособием для учителя является статья "Методика проведения уроков-путешествий по учебнику 7 класса линии "Полярная звезда" В.В.Николиной, доктора педагогических наук, профессора НГПУ. Проработав в школе 30 лет, я прихожу к выводу, что еще далеко не все приемы, формы и методы мы используем в своей работе, а значит надо продолжать учиться и учить.
Спасибо за внимание!