Задачи урока:
Дидактические задачи – расширить у обучащихся знания о воде, через знакомство с минеральной водой, исследовать состав минеральных вод и доказать наличие катиона Ca2+ и аниона CO32-.
Развивающие задачи – развивать коммуникативность обучающихся в учебной деятельности, умение работать в группах.
Воспитательные задачи – воспитывать бережное отношение к воде в любых ее проявлениях.
Здоровьесберегающие задачи – воспитывать культуру сбережения собственного здоровья.
Тип урока – урок получения новых знаний
Форма организации учебного процесса – групповая.
Метод обучения – исследовательский.
Педагогическая технология – развитие критического мышления, как частный случай личностно-ориентированного подхода.
Методические приемы: на стадии вызова – стихотворение; на стадии осмысления – составление кластера и сводной таблицы; на стадии рефлексии – возврат к кластеру, возврат к сводной таблице.
Оборудование: бутылки с минеральной водой: “Нарзан”, “Архыз”, “Ессентуки”, “Борисовская”, “Хан-Куль”, “Карачинская”; учебники, справочники, творческие работы по теме “Минеральная вода” учащихся прошлых лет.
Обучающиеся занимают места за столами, образуя 6 групп.
Учитель приветствует детей и начинает урок.
1 стадия – ВЫЗОВ
Учитель просит прочитать записанный на доске отрывок:
Машук, податель струй целебных;
Вокруг ручьев его волшебных
Больных теснится бледный рой…
А.С.Пушкин
и задает вопрос:
– О чем говорится в этом отрывке?
– Об источнике минеральных вод.
– Какие вы знаете источники минеральных вод?
Обучающиеся перечисляют известные им источники минеральных вод.
2 стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ
Мы продолжаем изучать в главе “Строение веществ” тему “Жидкости”.
– О какой жидкости идет речь?
– О воде.
– Какой бывает вода?
Обучающиеся перечисляют, а учитель оформляет их ответы в виде кластера, записывая все ответы.
– А, давайте обратимся к стихотворению….. о какой воде мы сегодня будем говорить?
– О минеральной.
– Чем она отличается от простой, дождевой, колодезной, речной воды?
– Составом.
– Совершенно верно. И минеральные воды Кавказа должны и будут отличаться от минеральных вод Сибири, Камчатки или Заонежья. Итак, давайте определим задачи нашего урока.
– Изучить состав, классификацию и, следовательно, применение разных минеральных вод.
-Получить более полную информацию о минеральной воде я вам предлагаю из дополнительных источников: творческих работ наших выпускников, справочников, этикеток на бутылках с минеральной водой. Пока вы ее изучаете, я приготовлю на доске сетку таблицы, в которую мы будем сводить все полученные сведения.
Вы читаете 5 минут текст, а затем чертите таблицу и заносите в нее информацию для своего образца минеральной воды.
Образец минерал. воды | ||||||
Признак сравнен. | Нарзан | Ессентуки Новая №2 | Хан куль | Борисовская | Карачинская | Архыз |
Общая минерализ. г/дм3 | 2,0-3,0 | 3,0-6,5 | 1,6-4,0 | 2,5-4,0 | 2,0-3,0 | 0,1-0,3 |
Анионы: мг/дм3 HCO3 – | 1000-1500 300-500 100-150 | 1000-2000 900-1700 200-750 30-80 | 300-700 900-1900 50-250 | 1900-2500 <15 60-170 | 900-1100 150-250 300-600 | 150-200 14,4 7,1 0,5 0,2 |
Катиоы: мг/дм3 Na++K+ | 130-200 300-400 80-120 | 800-1500 100-350 <100 | 300-850 50-250 30-150 | 800-1300 <10 - | 500-800 <25 <50 | 79,4+1, 1,9 1,1 |
Тип | Сульфатно-гидрокарбонатная магниево-кальциевая | Хлоридно-сульфатная Гидрокарбо-натная натриевая | Гидрокарбонатно-суль-фатная | Гидрокарбонатно -натриевая | Хлоридно-гидрокар-бонатная натриевая | |
Назначение | Лечебно-столовая | Лечебно-столовая | Лечебно-столовая | Лечебно-столовая | Лечебно-столовая | Минеральная питьевая |
Примене-ние: | Болезни желудка, печени, обмена веществ | Болезни желудка, печени, обмена веществ | Хронические гастриты и колиты | Заболевания печени, болезни обмена веществ | Язвенные болезни желудка | Содерж. природ иод, 66.6% сут. нормы |
3 стадия – рефлексия. (Возврат к кластеру – составление нового, обучающиеся работают в тетрадях, учитель на доске).
Давайте вернемся к нашему вступлению. Как характеризует А.С. Пушкин источник минеральной воды?
Струи лечебные, ручьи волшебные
Какая бывает минеральная вода?
Лечебно-столовая, столовая, лечебная; газированная; гидрокарбонатная, хлоридная и т.п.
Докажем, что вода газированная.
Обучающиеся открывают бутылки с водой – наблюдают выделение пузырьков газа.
H2CO3 =H2O + CO2
Докажем, что вода является к гидрокарбонатной.
Обучающиеся добавляют к пробе воды раствор соляной кислоты – наблюдают вспенивание
HCO3– +H+ =H2O + CO2
Докажем, что вода содержит катионы кальция.
Обучающиеся добавляют к пробе воды раствор соды – наблюдают помутнение
Ca2+ +CO32– = CaCO3
Ну и в заключение урока налейте в свои стаканчики воды, наберите в рот воды и ощутите вкус. Обратите внимание на то, рецепторы, какой части языка были задействованы. Оказывается, это зависит от вкуса: сладкий и соленый вкус определяют рецепторы кончика языка, а кислый вкус определяется рецепторами боковой части языка.
Учитель подводит итоги урока и предлагает свои впечатления от урока представить в виде сообщения о минеральной воде, рекламы, сказки.
Литература