Обработка древесины всегда существовала в русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовали простота и доступность материала наличие умелых мастеров, богатые традиции. Особенно знамениты были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжской, Костромской и некоторых других губерний. Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры и предметы домашнего быта.
Цель данной образовательной программы: Содействовать формированию социально-активной, творческой личности учащихся в процессе освоения ремесла.
Задачи:
Адаптированная программа отличается от типовой тем, что в ней больше времени уделяется на творческую деятельность учащихся. Если в начале обучения они изготавливают изделия по готовой технической и технологической документации, в середине обучения - сами разрабатывают технологическую документацию, то к концу обучения учащиеся конструируют изделия, разрабатывают на них технологическую документацию, изготавливают изделия и анализируют выполненную работу.
Курс обучения по данной программе рассчитан на 2 года обучения по 162 часа в год. Обучение организуется в разновозрастных группах учащихся 10-17 лет. Занятия проводятся в каждой группе 2 раза в неделю по 2-3 часа. Количество учащихся в группе зависит от количества оборудованных мест в мастерской.
Формы организации познавательной деятельности– коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы занятий – традиционные занятия, творческие занятия, практические занятия, зачеты.
Методы обучения - словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический, продуктивный.
Программа предусматривает одновременное изучение технологии обработки древесины, изобразительного искусства, элементов начертательной геометрии и графики.
На начальной стадии обучения учащиеся работают по готовым чертежам и технологическим картам, повторяя действия учителя, знакомятся с произведениями мастеров декоративно-прикладного искусства прошлого и настоящего времени.
На второй год обучения учащиеся самостоятельно конструируют изделия, разрабатывают чертежи и технологические карты, подбирают необходимый материал для изготовления деталей, обрабатывают заготовки ручным и механическим способами, эстетически оформляют его и отделывают лакокрасочными материалами.
Для работы объединения требуется следующее оборудование и инструменты: станки токарные и сверлильные, дрели, электролобзик, разметочный и контрольно измерительный инструмент, верстаки, ножовки, рубанки, струбцины, отвертки, молотки, стамески, долота, наборы винтовых, пальцевых и перьевых сверл, выжигательный аппарат, шурупы, гвозди, клей, кисти, масляные и нитро лаки и краски, шлифовальная бумага, образцы пород древесины, заготовки из древесины разных пород.
В конце каждого полугодия проводятся выставки и анализируется работа объединения за этот промежуток времени. Кроме этого, по окончанию изготовления каждого изделия, проводится выставка внутри объединения и анализ работ учащихся.
К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
Организовывать рабочее место.
К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
Уровень обученности и воспитанности отслеживается в процессе педагогического наблюдения, на зачетных занятиях, на выставках, конкурсах, участия учащихся в анализе работ.