Наша школа носит статус “Школа здоровья”.
Основная цель деятельности коллектива – сформировать личностно-ориентированное отношение учащихся к школьным предметам. Одна из форм такой работы – проведение нетрадиционных уроков.
Цели:
Условия игры:
Оборудование:
Разминка капитанов.
1-й ведущий. Показывает одному капитану портрет Антуана Лавуазье, второму Роберта Бойля. Каждый из капитанов должен назвать ученого и ответить, связано ли его имя с открытием закона сохранения массы веществ.
2-й ведущий.
Конкурс пантомима. 2–3 мин на подготовку, 2 человека от команды, обладающих чувством юмора, богатым воображением, приглашаются для участия в конкурсе мимов.
Задание:
а) Отразите в пантомиме, что произойдет в случае неправильного обращения со спиртовкой.
б) Что произойдет в случае неправильного определения запаха вещества.
Конкурс “химические понятия”.
1-й ведущий.
Отличить чистое вещество от смеси:
Конкурс сводится к расстановке фишек в прорези таблицы (зеленой в случае чистого вещества, синей – в случае смеси).
Список веществ: Сахар, морская вода, почва, кислород, воздух, молоко ,алюминий, гранит.
2-й ведущий.
Отличить физическое явление от химического:
На доске прикреплена таблица с предложениями и графой для фишек:
Перечень явлений: Кипение воды, прокаливание меди, испарение спирта, ржавление железа, гниение листьев, обугливание сахара, выпаривание раствора соли.
Зеленые фишки – физическое явление; красные – химические.
1-й ведущий.
Вопросы болельщикам 1ой команды:
Конкурс “эксперимент”.
2-й ведущий.
Кто быстрее и правильнее нагреет воду в пробирке? Один человек от команды.
Оборудование: металлический штатив с лапкой, спиртовка, спички, пустая пробирка, вода в колбе.
Зная правила обращения со спиртовкой и металлическим штативом, укрепить пробирку с водой и довести её до кипения.
Конкурс “Знаю ли я свойства веществ”.
1-й ведущий
Вопросы командам. О каком элементе идет речь?
Сохранившиеся пирамиды древнего Египта повествуют нам об использовании этого вещества для изготовления красок, косметических средств ещё во II тысячелетии до н.э. Этот неметалл– волшебная палочка, ведь с её помощью натуральный каучук превращается в резину. (Сера.)
Конкурс “Перестрелка”.
2-й ведущий.
Команды друг другу задают вопросы.
Например;
1-й ведущий.
Определите какие вещества простые, а какие сложные.
Даны два одинаковых набора веществ, разделить их на две группы.
AL; CaCO3; CuO; H2O; Cu; Pb; малахит; Zn; колба с O2; колба с CO2; Fe2O3.
Вопросы болельщикам.
2-й ведущий.
1-й ведущий
Игра-аукцион Кто быстрее?
Задание:
Расставить карточки с символами элементов в кармашке, согласно их произношению
(Или расставить карточки с символами согласно их названия). Использовать первые 20 элементов.
2-й ведущий.
Кто точно и быстро подсчитает относительную молекулярную массу веществ, выраженную химическими формулами N2O5 , Na2CO3 ,Сu(NO3)2
Пока идет подсчет масс предлагаю конкурс
Конкурс “Тайнопись”.
1-й ведущий.
По 1 человеку от команды, каждая правильная форма 0.5 очки (мах 2.5)
В старой пожелтевшей рукописи были приведены химические формулы
Но их было трудно разобрать. Неразборчивые символы и индексы обозначены крестиками. Восстановите формулы
1-я команда 2-я команда | AlxO3 BaClx | AlX3 ZnClx | P2Ox XCl | NHx XCl3 | NaxS Ca3Px |
2 – Выпишите в клетке по одной букве так, чтобы получились названия трех химических элементов, имеющих одинаковые последние три буквы, причем первый в соединениях проявляет переменную валентность; а второй и третий постоянную второй – II ; третий – I принимают по 1 человеку, за 1 мин сможете набрать 3 очка.
1-й ведущий.
Пока решают ребята головоломку, вопрос болельщикам.
(При охлаждении невидимые пары воды сгущаются и образуют туман, который хорошо виден наподобие белого облака.)
Конкурс “ Эксперимент”.
2-й ведущий.
Для любителей эксперимента. Даны в лотках два одинаковых набора. Приглашают двух человек, max 5 очков.
Даны вещества и оборудование: пробирка, спиртовка, малахит, спички ,металлический штатив, железо, раствор хлорида меди (II), медь, пробиркодержатель, штатив для пробирок.
Какие знакомые опыты можно провести с данными веществами?
1-я команда – реакция разложения.
2-я команда – реакция замещения.
Указать признаки реакции.
1-й ведущий.
Наведите порядок на демонстрационном столе. Пригласить по 1 человеку от команды и попросить убрать реактивы со стола.
После этого сказать: “Молодцы! Ребята вы славно потрудились. Я вас угощаю конфетами. Пожалуйста!”
(Тот кто ест конфеты, проигрывает, т.к. в химической лаборатории кушать запрещается.)
Команде либо +2 балла, либо – 2 балла.
2-й ведущий.
На листе ватмана изображен кроссворд. Вы можете максимально заработать 10 баллов за 3-5 мин.
По горизонтали:
По вертикали:
1-й ведущий.
Пока команды разгадывают кроссворд, вопросы болельщикам:
Подведение итогов.
Награждение.
Заключительное слово о химии как науке.