Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание МХК и ИЗО

Урок ИЗО по теме Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 6-й класс

Добавлено: 2017.03.12
Просмотров: 359

Смирнова Татьяна Евгеньевна, учитель ИЗО и черчения

Цели и задачи урока: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного года; развивать творческое мышление, воображение; формировать навыки сотрудничества; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Оборудование: в кабинете оформить выставку лучших работ учащихся, выполненных в течение учебного года; приготовить мультимедиа - презентацию для интеллектуальной игры, сдвинуть парты для работы в группах; для участия групп в интеллектуальной игре подготовить карточки с номерами 1, 2, 3, 4, 5; подготовить листы с заданиями итогового теста.

I. Организационный момент (1 минута)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

II. Вступительное слово учителя (4 минуты)

Дорогие друзья! Сегодня у нас заключительный урок изобразительного искусства в шестом классе. В этом учебном году мы с вами узнали много нового, интересного, многому научились. Об этом говорят ваши работы, представленные на выставке.

Мир художественного произведения организован волей художника. Но он всегда обращён к чувству и к разуму зрителя. Произведение – это всегда диалог между художником и зрителем. Идеи художественного произведения живут во времени. Художник помогает зрителю видеть мир. Общение с искусством – это творчество, которое позволяет открывать в себе самом новые чувства и мысли, способность понимать окружающих людей, проникать в строй души предшествующих нам поколений.

Сегодня на уроке мы окунёмся в прекрасный и удивительный мир изобразительного искусства, обобщим и проверим имеющиеся у нас знания, приобретём навыки и умения сотрудничества, наметим пути дальнейшего развития.

Учитель делит класс на группы – команды для участия в интеллектуальной игре. Можно делить следующим образом: вызвать к доске четверых учеников – лидеров (если надо получить 4 команды) , они будут капитанами команд, предложить каждому из них позвать в свою команду ещё ученика; эти учащиеся приглашают к себе в команду ещё игрока и так далее, пока все ученики не будут распределены по командам. Оставшийся “лишний” ученик становится помощником учителя, ведёт подсчёт баллов на классной доске. Команды занимают свои рабочие столы, получают карточки с номерами ответов 1, 2, 3, 4, 5, придумывают названия команд. На экране слайд 1 – заставка.

Презентация

III. Интеллектуальная игра по изобразительному искусству “Искусство в жизни человека” (25 минут) .

Слайд 2. Познакомьтесь с правилами игры:

Учитель ведёт игру, команды работают и предлагают правильные ответы, ведётся подсчёт баллов. Этот материал изучался в течение учебного. Игру надо вести в быстром темпе, чтобы создать атмосферу состязаний.

Слайд 3:

  1. В.М.Сидоров “Ясный день осени”.
  2. А.В.Кокорин “Андерсен”.
  3. Памятник Ивану Сусанину в Костроме.
  4. Церковь Покрова на Нерли во Владимирской области.
  5. Скань “Тройка”, Красносельский ювелирный завод.

Перед нами виды изобразительного искусства.

Слайд 4: Названия произведений архитектуры команды озвучивают после ответа и за это получают ещё баллы!

  1. Храм Василия Блаженного.
  2. Храм Христа Спасителя.
  3. Казанский кафедральный собор.
  4. Собор Казанской иконы Божией Матери.

Перед вами шедевры архитектуры.

Какое произведение находится в Санкт- Петербурге? (Казанский кафедральный собор)

Слайд 5: Названия произведений архитектуры команды озвучивают после ответа и за это получают ещё баллы!

  1. Арка Главного штаба.
  2. Московский Кремль.
  3. Храм Христа Спасителя.
  4. Пожарная каланча.

Перед вами произведения архитектуры. Какой шедевр архитектуры находится в Костроме? (Пожарная каланча в Костроме на Сусанинской площади)

Слайд 6: Названия произведений архитектуры команды озвучивают после ответа и за это получают ещё баллы!

  1. Пожарная каланча.
  2. Зимний дворец.
  3. Красные ряды.
  4. Ипатьевский монастырь.

Какой шедевр архитектуры стоит на берегах Невы? (Зимний дворец) .

  1. Пожарная каланча в Костроме.
  2. Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
  3. Красные ряды в Костроме.
  4. Ипатьевский монастырь в Костроме.

Слайд 7: Названия скульптур команды озвучивают после ответа и за это получают ещё баллы!

  1. А.М.Опекушин “Памятник А.С.Пушкину”.
  2. Э.Фальконе “Медный всадник.
  3. С.М.Волнухин “Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову”.
  4. Церковников, Морозов, Кадыбердиев “Памятник Юрию Долгорукому в Костроме.

Какой памятник стоит в Костроме? (Памятник Юрию Долгорукому)

Слайд 8: Какие жанры изобразительного искусства представлены на этом слайде? Знакомы ли вам эти произведения?

  1. Портрет – О.Ренуар “Портрет Жанны Самари”.
  2. Анималистический жанр - А.Дюрер “Заяц”.
  3. Натюрморт - И.Е.Репин “Цветы”.
  4. Бытовой жанр – Ф.П.Решетников “Опять двойка”.
  5. Пейзаж - И.И.Шишкин “Рожь”.

Слайд 9: На слайде представлены картины великого портретиста России. Назовите его имя и названия картин. (Это Валентин Александрович Серов)

  1. Девочка с персиками.
  2. Портрет артистки М.Н.Ермоловой.
  3. Девушка, освещённая солнцем.
  4. Портрет Николая II.
  5. Мика Морозов.

Слайд 10: На слайде представлены картины мастера русского натюрморта. Назовите его имя и названия картин. (Владимир Фёдорович Стожаров)

  1. Братина и чеснок.
  2. Натюрморт с яблоками.
  3. Лён.
  4. Натюрморт с хлебом.

Слайд 11: На слайде представлены картины великого пейзажиста России. Назовите его имя и названия картин. (Исаак Ильич Левитан)

  1. Над вечным покоем.
  2. Владимирка.
  3. Март.
  4. Весна. Большая вода.

Слайд 12: На слайде представлены картины великого мариниста России. Назовите его имя и названия картин. (Иван Константинович Айвазовский)

  1. Чёрное море.
  2. Наполеон на острове Святой Елены.
  3. Море. Коктебель.
  4. Среди волн.
  5. Девятый вал.

Слайд 13: В каком ряду перечислены только ТЁПЛЫЕ ЦВЕТА?

  1. красный, синий, оранжевый;
  2. лимонный, зелёно-голубой, малиновый;
  3. умбра, охра, коричневый;
  4. желтый, охра, фиолетовый.

Слайд 14: Найди ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

  1. фиолетовый, зелено-голубой, умбра;
  2. ультрамарин, фиолетовый, сине-зеленый;
  3. темно-зеленый, лимонный, малиновый;
  4. ультрамарин, охра, бордовый.

Слайд 15: МАРИНИСТИЧЕСКИЙ пейзаж – это…

  1. изображение лугов и полей;
  2. изображение моря;
  3. изображение лесной поляны;
  4. изображение морских животных.

Слайд 16: Колорит – это ...

  1. уникальный отпечаток;
  2. расплывчатый рисунок;
  3. резкая разница;
  4. особое сочетание красок.

Слайд 17: Пейзаж – это ... (Изображение природы) .

Слайд 18: Контраст – это ... (Резкая разница например между тёплыми и холодными, между светом и тенью) .

Слайд 19: Перспектива – это ... (Изображение пространства) .

Слайд 20: Правила линейной перспективы ... (предметы по мере удаления становятся меньше; линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода) .

Слайд 21: Правила воздушной перспективы ... (По мере удаления цвет и тон предметов меняют свою насыщенность, контрастность, светлеют. Контуры предметов становятся менее чёткими, смягчаются и постепенно сливаются в единое целое. По мере удаления окутанная воздухом даль голубеет, тёплые цвета уступают место холодным) .

Слайд 22. В какой из этих картин впервые была показана воздушная перспектива? Назовите имена мастеров и названия шедевров.

  1. И.И.Шишкин “Рожь”
  2. А.К.Саврасов “Грачи прилетели”
  3. Леонардо да Винчи “Мона Лиза”
  4. И.К.Айвазовский “Девятый вал”

Слайд 23. Французские художники конца 19 века - это … (Импрессионисты. На слайде картина Клода Моне “Жанна – Маргарита Лекард в саду)

Слайд 24. “impression” - по-французски это … (Впечатление)

Слайд 25. Пуантилизм – это ... (Манера точечного письма)

Слайд 26. “Сфумато” - это ... (Дымка, между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии)

Слайд 27. Какую картину Левитан писал в 20 км от п.Красное – на - Волге? Названия картин команды озвучивают после ответа и за это получают ещё баллы!

  1. Плёс после дождя.
  2. Осенний день. Сокольники.
  3. Золотая осень. Слободк.
  4. Владимирка.

Слайд 28. К какой картине Левитан приложил руку его друг Николай Чехов? Названия картин команды озвучивают после ответа и за это получают ещё баллы!

  1. Осенний день. Сокольники. (Николай Чехов, брат Антона Павловича Чехова, нарисовал женскую фигуру в картине Левитана)
  2. Весна. Большая вода.
  3. Март.
  4. Золотая осень.

Слайд 29. Автор какой картины НЕ Исаак Левитан? Названия картин команды озвучивают после ответа и за это получают ещё баллы!

  1. И.И.Левитан “Сумерки. Стога”.
  2. И.И.Шишкин “Утро в сосновом лесу”.
  3. И.И.Левитан “Летний вечер. Околица”.
  4. И.И.Левитан “Свежий ветер”.

Слайд 30. Автором какой картины НЕ является Иван Шишкин? Названия картин команды озвучивают после ответа и за это получают ещё баллы!

  1. И.И.Шишкин “Рожь”.
  2. И.И.Шишкин “Утро в сосновом лесу”.
  3. И.И.Шишкин “Карабельная роща”.
  4. И.И.Левитан “Берёзовая роща”.

Слайд 31. Какое произведение НЕ является автопортретом? Названия картин команды озвучивают после ответа и за это получают ещё баллы!

  1. В.А.Серов “Девочка с персиками”.
  2. З.Е.Серебрякова “За туалетом. Автопортрет”.
  3. К.Брюллов “Автопортрет”.
  4. Леонардо да Винчи “Автопортрет”.

Слайд 32. Подсчитаем баллы... подведём итоги интеллектуальной игры.

Слайд 33. Спасибо за внимание!

IV. Итоговое тестирование (13 минут)

Дорогие друзья, вы стали участниками интеллектуальной игры, в которой состязались и сотрудничали в командном первенстве.

Теперь вам предстоит проверить свои знания, приобретённые на уроках изобразительного искусства в 6 классе по теме “Искусство в жизни человека”, и индивидуально выполнить итоговую тестовую работу.

Итоговая тестовая работа за курс 6 класса

Часть 1. Выбери один правильный ответ

А1. Графическим материалом НЕ является:

1) уголь; 2) пастель; 3) шариковая ручка; 4) соус; 5) сангина; 6) темпера; 7) карандаш; 8) мелки.

А2. Живописным материалом НЕ является:

1) акварель; 2) гуашь; 3) фломастер; 4) масло; 5) темпера.

А3. К основным цветам относится:

1) жёлтый; 2) фиолетовый; 3) зелёный; 4) оранжевый.

А4. К составным цветам относится:

1) синий; 2) красный; 3) жёлтый; 4) оранжевый.

А5. Какой цвет НЕ относится к основным цветам радуги?

1) оранжевый; 2) зелёный; 3) фиолетовый; 4) розовый.

А6. Как называется самый молодой художественный материал?

1) уголь; 2) кисть; 3) фломастер; 4) карандаш.

А7. Юмористическое изображение с соблюдением портретного сходства

1) набросок; 2) эскиз; 3) шарж; 4) зарисовка.

А8. Гравюрой НЕ является:

1) эстамп; 2) ксилография; 3) граттаж; 4) офорт; 5) этюд.

А9. Какого периода НЕ было в искусстве Возрождения:

1) раннего; 2) развитого; 3) высокого; 4) позднего.

А10. Ахроматическим цветом НЕ является:

1) охра; 2) серый; 3) белый; 4) чёрный;

Часть 2

В1. Зная основные тоновые градации, впиши слова в клеточки.

1) Она бывает собственной и падающей.

2) Отражение на предмете.

3) Светлое пятно, отражённый свет, светлая точка на тёмном предмете.

4) Постепенный переход от света к тени.

5) Наиболее освещённая часть предмета.

В2. Из предложенного списка выбери название картины и впиши в таблицу напротив фамилии художника, её написавшего:

Февральская лазурь, Охота в лесу, Над вечным покоем, Панорама Санкт-Петербурга, Грачи прилетели, Мадонна Литта, Московский дворик, Охотники на снегу, Море в Сент-Мари, Ночь на Днепре.

Художник Картина
Питер Брейгель Старший
Леонардо да Винчи
Паоло Учелло
Алексей Саврасов
Василий Поленов
Исаак Левитан
Архип Куинджи
Алексей Зубов
Игорь Грабарь
Винсент Ван Гог

Часть 3

С1. Напиши фамилию своего любимого художника и названия его произведений. Что привлекает тебя в творчестве этого художника?

Ответы к итоговому тесту

Часть 1.

А 1 А 2 А 3 А 4 А 5 А 6 А 7 А 8 А 9 А 10

Часть 2.

В 1.

1 – тень

2 – рефлекс

3 – блик

4 - полутень

5 – свет

В 2.

Художник Картина
Питер Брейгель Старший Охотники на снегу
Леонардо да Винчи Мадонна Литта
Паоло Учелло Охота в лесу
Алексей Саврасов Грачи прилетели
Василий Поленов Московский дворик
Исаак Левитан Над вечным покоем
Архип Куинджи Ночь на Днепре
Алексей Зубов Панорама Санкт-Петербурга
Игорь Грабарь Февральская лазурь
Винсент Ван Гог Море в Сент-Мари

V. Итоговая часть урока (2 минуты)

Подведение итогов урока, уборка рабочих мест.

Летнее задание:

- d каникулы рисовать по желанию;

- посещать музеи и выставки;

- подготовить сообщение о понравившихся экспозициях и экспонатах.