Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме
Задачи:
Оборудование: периодическая система Д.И.Менделеева, карточки с заданиями для каждого учащегося, листочки для выполнения заданий, жетоны.
Весь класс делится на три команды – по рядам. Для проведения смотра приглашают жюри: учащихся старших классов, классного руководителя, учителя биологии. Ассистентов для помощи в раздаче и собирании листочков, жетонов. Команды выполняют задания на листочках разного цвета и получают за ответы разного цвета жетоны
Смотр начинается вводным словом учителя, который знакомит учащихся с его темой и целью, порядком проведения, представляет членов жюри, ассистентов.
Р А З М И Н К А
Фронтальная беседа с классом (вопрос – жетон)
Слово учителя. Разминка завершена, и мы можем приступать к выполнению заданий. Замечательный русский ученый М.В. Ломоносов был человеком поистине энциклопедических знаний. Он успешно работал в области химии, физики, астрономии, риторики и литературы и др. Ломоносов писал о химии:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.
Поистине сокровищами являются те знания, которые получает каждый человек в течение всей своей жизни. Надеюсь, что знания, которые вы имеете, помогут вам выполнить все задания
Итак, мы приступаем к выполнению первого задания, которое выполняем в двух экземплярах через копировальную бумагу
Задание1. Определите к какому типу относятся перечисленные явления. В ответе надо поставить Ф – если это физическое явление, и Х – если это химическое явление.
а) испарение воды;
б) помутнение известковой воды;
в) горение свечи;
г) ковка металла;
д) обугливание лучины;
е) ржавление гвоздя.
Ответ: ФХХФХХ
Задание 2. Нужно определить, в каких предложениях идет речь о химическом элементе, а в каких о простом веществе. В ответе должно быть: Э – если речь о химическом элементе, В – если простое вещество.
а) Медь входит в состав медного купороса.
б) Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.
в) Железо входит в состав ржавчины.
г) Железо во влажном воздухе ржавеет.
д) Сера смешана с железом.
е) Оксид меди состоит из кислорода и меди.
Ответ: ЭВЭВВЭ
Ребята сдают первый экземпляр в жюри и делают самопроверку по второму экземпляру. Ответы открываются на доске.
Слово учителя. А теперь мы приступаем к выполнению следующего задания, выполняя которое вы покажете свои знания по теме валентность, умение находить значение валентности и составлять формулы по известным значениям валентностей.
Задание 3. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях
1 вариант:
SO2, P2O5, Al2O3, SiO2, Cl2O7, CuO, Na2O, CO
2 вариант:
N2O, Mn2O7, SO3, ZnO, N2O5, Fe2O3, K2O, CO2
Задание 4. Составьте формулы соединений, используя периодическую систему Д.И.Менделеева для определения валентности элементов.
1 вариант: 2 вариант:
а) азота(V) с кислородом; а) натри