ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 8–9-х классов и рассчитан на 68 часов(34 часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе). Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы» и служит для подготовки учащихся не только к олимпиадам различного уровня и к ГИА, но и является базой для дальнейшего продолжения образования в профильном биолого- химическом или химико- биологическом классах в старшей школе.
Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям устных и письменных экзаменов по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
– совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
– сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Задачи курса:
– конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
– развитие навыков самостоятельной работы;
– развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
– развитие учебно-коммуникативных умений.
– формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
– использование знаний по математике, физике, биологии;
– составление авторских задач и их решение;
– использование местного материала для составления условий задач.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
– способы решения различных типов усложненных задач;
– основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
– стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
– решать задачи повышенной сложности различных типов;
– четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
– видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
– работать самостоятельно и в группе;
– самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
– владеть химической терминологией;
– пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы, поэтому необходима пропедевтическая подготовка учащихся на уровне 7 класса.
Программа курса рассчитана на два года обучения:
1-й год (8 класс) – этап решения задач по курсу химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на уравнениях реакций, в том числе на параллельные и последовательные превращения и на превращения, происходящих в растворах; использование газовых законов; нахождение молекулярных формул неорганических веществ.
2-й год (9-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии.
ПРОГРАММА КУРСА
Учебный план
№ | Наименование тем | Всего часов |
1 год обучения | ||
1 | Основные законы и понятия химии | 8 |
2 | Количественные соотношения в газах | 3 |
3 | Количественные соотношения в растворах | 5 |
4 | Задачи на уравнениях реакций | 12 |
5 | Решение олимпиадных задач 8 класса | 6 |
2 год обучения | ||
6 | Основные закономерности протекания химических реакций | 6 |
7 | Решение олимпиадных задач 9 класса | 6 |
8 | Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации» | 5 |
9 | Задачи на тему «Химия элементов». | 8 |
10 | Комбинированные задачи. | 9 |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
1-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34 ч) | |||
Основные законы и понятия химии | |||
1 | Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач. | 1 | Входное тестирование |
2 | Решение задач на нахождение массовых допей элементов в веществе. | 1 | Отчет по решенным задачам |
3 | Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе | 1 | Отчет по решенным задачам |
4-5 | Задачи на нахождение молекулярных формул неорганических веществ по данным массовых долей элементов. | 2 | Отчет по решенным задачам |
6 | Задачи с использованием количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества | 1 | Отчет по решенным задачам |
7 | Нахождение мольной доли вещества в смеси | 1 | Отчет по решенным задачам |
8 | Нахождение объёмной доли компонентов в смеси газов | 1 | Отчет по решенным задачам |
Количественные соотношения в газах | |||
9 | Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов. | 1 | Отчет по решенным задачам |
10 | Задачи на газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и уравнение Клапейрона–Менделеева). | 1 | Отчет по решенным задачам |
11 | Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона. | 1 | Отчет по решенным задачам |
Количественные соотношения в растворах | |||
12 | Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах | 1 | Отчет по решенным задачам |
13 | Задачи на нахождение молярной концентрации растворов | 1 | Отчет по решенным задачам |
14 | Задачи на использование в качестве растворённого вещества кристаллогидратов | 1 | Отчет по решенным задачам |
15-16 | Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции | 2 | Отчет по решенным задачам. Самостоятельная работа |
Задачи на уравнениях реакций | |||
17 | Задачи на уравнениях реакций | 1 | Отчет по решенным задачам |
18 | Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси | 1 | Отчет по решенным задачам |
19 | Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции | 1 | Отчет по решенным задачам |
20 | Задачи на избыток и недостаток | 1 | Отчет по решенным задачам |
21-22 | Смешанные задачи | 2 | Отчет по решенным задачам |
23 | Задачи на термохимических уравнениях | 1 | Отчет по решенным задачам |
24 | Задачи на последовательных превращениях | 1 | Отчет по решенным задачам |
25-26 | Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах | 12 | Отчет по решенным задачам |
27-28 | Задачи на параллельных реакциях | 2 | Отчет по решенным задачам. Сам. работа. |
Решение олимпиадных задач 8 класса | |||
29-30 | Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня 2011-2012 учебного года | 2 | Отчет по решенным задачам |
31-32 | Избранные олимпиадных задач предыдущих лет | 2 | Отчет по решенным задачам |
33-34 | Школьная олимпиада по химии | 2 | Конкурс |
2-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34 ч) | |||
Основные закономерности протекания химических реакций | |||
1-2 | Повторение, обобщение типов задач, изученных в 8 классе | 2 | Дифференцированное тестирование |
3 | Задачи на тему «Скорость химических реакций» | 1 | Отчет по решенным задачам |
4 | Задачи на тему «Химическое равновесие» | 1 | Дифференцированное тестирование |
5 | Задачи на тему «Термохимия» (применение следствия закона Гесса). | 1 | Дифференцированное тестирование |
6 | Задачи на возможность протекания химических реакций на основе нахождения энергии Гиббса. | 1 | Дифференцированное тестирование |
Решение олимпиадных задач 9 класса | |||
7-8 | Решение олимпиадных задач городской и школьной олимпиады 2011-2012 учебного года | 2 | Отчет по решенным задачам |
9-10 | Школьная химическая олимпиада. | 2 | Конкурс |
11-12 | Избранные задачи городской химической олимпиады по химии прошлых лет. | 2 | Отчет по решенным задачам |
Задачи на тему «Теория электролитической диссоциации» | |||
13 | Растворимость веществ и расчеты на основе использования графиков растворимости. | 1 | Дифференцированное тестирование |
14 | Концентрация растворов (массовая доля, молярная и нормальная концентрации, моляльность). | 1 | Дифференцированное тестирование |
15 | Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов. | 1 | Отчет по решенным задачам |
16 | Задачи на разбавление, концентрирование и смешивание растворов с использованием правила смешения. | 1 | Отчет по решенным задачам |
17 | Комбинированные задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах. | 1 | Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование. |
Задачи на тему «Химия элементов» | |||
18 | Задачи по теме «Сера и её соединения» | 1 | Отчет по решенным задачам |
19 | Задачи по теме « Азот и фосфор и их соединения» | 1 | Отчет по решенным задачам |
20 | Задачи по теме «Углерод и его соединения» | 1 | Отчет по решенным задачам |
21 | Задачи на вывод формул органических соединений по массовым долям элементов и по данным о продуктах сгорания | 1 | Отчет по решенным задачам |
22 | Задачи по теме «Металлы» | 1 | |
23 | Качественные и расчетные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов электролитов». | 1 | Отчет по решенным задачам |
24 | Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов. | 1 | Отчет по решенным задачам |
25 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним. | 1 | Отчет по решенным задачам. Сам. работа. |
Комбинированные задачи | |||
26 | Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ. | 1 | Дифференцированное тестирование |
27 | Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ. | 1 | Дифференцированное тестирование |
28 | Авторские задачи. | 1 | Защита авторских задач |
29-34 | Задания ГИА по химии для выпускников основной школы Российской Федерации прошлых лет | 6 | Конкурс |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 8-9 классов, прошедших пропедевтический курс обучения химии в 7 классе. К этому времени учащиеся уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 8 класс – М: Вентана-Граф, 2011.
2. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
3. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 9 класс – :Вентана-Граф,2011.
4. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
4. Н.А.Шириков,О.И.Ширикова. Расчетные задачи по имии/ВГПУ: Русь; 2008
5. Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов/Н.А.Шириков, О.И.Ширикова, А.Н.Ласточкин. – М: АРКТН, 2008 (школьное образование)
6. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001
7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998
8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999
9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
10. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004