Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV веков

Добавлено: 2015.06.10
Просмотров: 455

Агафонова Наталья Александровна, учитель истории

Цель урока: Раскрыть роль Русской Православной Церкви в образовании централизованного государства, в возвышении Москвы как центра всей России, в становлении духовно-нравственных традиций российского общества.

Задачи урока:

Образовательные: Показать значение православия в образовании централизованного государства, в свержении монголо-татарского ига, в развитии просвещения, искусства, летописания.

Развивающие: Развитие интереса к истории своей страны, её духовным ценностям, культуре, традициям. Формирование коммуникативных навыков, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: Духовно-нравственное воспитание, воспитание чувства патриотизма и чувства гордости за историю своего Отечества.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Форма проведения урока: урок с применением ИКТ.

Основные понятия: Лавра, монастырь, пустынь, автокефальная церковь.

Оборудование: Компьютер.

Презентация 1

Презентация 2

План урока:

  1. Русская Церковь и Золотая Орда.
  2. Княжеская и светская власть в XIV веке.
  3. Москва – церковная столица Руси.
  4. Обретение независимости Русской Церкви от Константинопольского патриарха.
  5. Сергий Радонежский – великий заступник Земли Русской.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся со значением Русской Православной Церкви в образовании централизованного государства, в свержении монголо-татарского ига, в духовном единении Руси, в развитии просвещения, искусства, летописания.

В ходе урока мы на примерах жития великих Святителей - митрополитов московских, Преподобного Сергия Радонежского ответим на вопрос: “Какой жизненный подвиг совершили наши великие чудотворцы, почему русский народ с особенно теплым чувством относится к ним, бережно хранит память и славит их деяния?

В тетрадях записываем число и тему урока.

II. Повторение.

1. Фронтальный опрос:

- Когда на Руси было принято христианство?

- Каково значение принятия христианства?

- Почему князь Владимир решил принять веру в единого Бога?

- Почему он остановился на христианстве?

- Какое значение в православном мире имели монастыри?

2. Тестирование.

1. Религия, существовавшая на Руси до принятия христианства:

а) ислам,

б) язычество,

в) иудаизм,

г) католицизм.

2. Имя, получившее князь Владимир в крещении:

а) Ярослав,

б) Святослав,

в) Георгий,

г) Василий.

3. Глава Православной церкви в Киевской Руси:

а) епископ,

б) митрополит,

в) патриарх,

г) Папа Римский.

4. Особый налог, введенный в государстве для содержания церкви:

а) десятина,

б) подушная подать,

в) оброк,

г) подоходный налог.

5. Один из древнейших храмов Киева, построенный при князе Владимире:

а) Успенский Собор,

б) Софийский Собор,

в) Десятинная Церковь,

г) Церковь Покрова на Нерли.

6. Первые монастыри на Руси появились в:

а) в VII в.

б) в IX в.

в) в X в.

г) в XI в.

7. Один из первых русских монастырей:

а) Киево-Печерский монастырь,

б) Новодевичий монастырь,

в) Троице-Сергиев монастырь,

г) Соловецкий монастырь.

8. Первый русский летописец, автор “Повести временных лет”:

а) Алимпий,

б) Нестор,

в) Антоний,

г) Феодосий.

9. “Повесть временных лет” относится к:

а) IX в.

б) X в.

в) XI в.

г) XII в.

10. Первые по времени прославления русские святые:

а) князь Владимир,

б) княгиня Ольга,

в) Борис и Глеб,

г) Кирилл и Мефодий.

III. Изучение новой темы. Слово учителя. (Презентация 1)

1. Русская Церковь и Золотая Орда. В ходе изложения учителем нового материала, учащиеся заполняют таблицу “Важнейшие события церковной иерархии” (слайд № 2, 7).

Тяжело было татарское иго для русского народа. Русские области были обложены данью. Отряды татар производили сбор дани с бесчеловечной жестокостью. Если кто не платил, ссылаясь на бедность, того беспощадно били палками. Забирали у крестьян почти все пожитки, лошадей, земледельческие орудия. Если нечего было взять у бедняков, забирали дочерей, сыновей или их самих уводили в рабство. До сих пор народ в песнях своих вспоминает, как татарин брал дань:

С князей брал по сту рублей,
С бояр по пятидесяти,
С крестьян по пяти рублей;
У кого денег нет,
У того дитя возьмет;
У кого жены-то нет,
Того самого головой возьмет.

Духовенство и благочестивые люди видели в этом Божью кару за грехи и беззакония, в которых утопал несчастный народ.

К счастью, татары не преследовали христианской веры, хотя во время первого нашествия грабили и разоряли церкви. По законам Чингисхана служители всех вероисповеданий освобождались от платежей дани. В то время, как татары брали дань со всех сел и городов, с монастырей и церквей ничего не брали. И хоть Русская церковь была освобождена от уплаты дани, она тоже испытала на себе ордынский гнет. Русские митрополиты, находясь в зависимости от ханской милости, подобно князьям, должны были ездить в Золотую Орду на поклон к хану. Но общность веры сплачивала людей, помогала им легче переносить невзгоды и с надеждой смотреть в будущее. Православная Церковь была силой, стабилизирующей русское общество.

2. Княжеская и светская власть в XIV веке.

Учитель: Давайте вспомним причины возвышения Москвы. Учащиеся называют: географическое положение, относительная безопасность края, личные свойства и политика московских князей, содействие служилых людей, распадение и неурядицы в Золотой Орде и конечно поддержка церкви.

Учитель: К этому времени наблюдается разгром и запустение Киева. Киев не становится русским Римом. Митрополиты покидают его и устремляются на север: в 1299 году митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева во Владимир. Теперь духовным центром становится Владимир. В IV веке росло могущество Москвы и около нее собиралась мало-помалу Русская земля, в церковной жизни большую роль играл митрополит Петр, который в 1325 году переселяется в Москву, в стольный город одного их сильнейших князей – Ивана Калиты и всеми силами старается помочь этому князю одолеть противников, утвердить единовластие. Историк Соловьев писал: “Русское духовенство было всегда сторонником единой самодержавной власти. Вот почему, когда московские князья начинали стремиться к единовластию, то стремления их совершенно совпадали со стремлением духовенства; можно сказать, что вместе с мечом светским, великокняжеским, против удельных князей постоянно направлен меч духовный”. Таким образом, интересы церкви и русских князей совпадают. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

3. Москва – церковная столица Руси.

1-й ученик: Митрополит Петр (опережающее задание). (Слайд № 3)

Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. По его инициативе в Кремле был заложен каменный храм Успения Божией Матери. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых.

2-й ученик: Митрополит Иона (опережающее задание). (Слайд № 4)

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей. Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукоснительно соблюдая заветы первых игуменов обители. Святитель Фотий, митрополит Киевский посетил однажды Симонов монастырь… Увидев Иону, он благословил инока и пророчески предсказал присутствующим, что тот будет великим святителем Русской Церкви и многих обратит на свой путь спасения.

За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В декабре 1448 года в Москве был созван Церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран Митрополитом Всероссийским с титулом "Киевской и всея Руси".

В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля. Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память.

4. Обретение независимости Русской Церкви от Константинопольского патриарха (учащимся предлагается изучить самостоятельно). (Слайд № 5)

Беседа по вопросам:

- Что провозглашала Флорентийская уния?

- Кто представлял на ней Русскую Церковь?

- Почему русский народ отвергнул союз с католиками и осудил митрополита Исидора?

- Когда русская Церковь стала автокефальной? Как вы это понимаете?

5. Сергий Радонежский – великий заступник Земли Русской. (Презентация 2)

Лишь избранным. (Слайд № 2)

Среди православных праведников и подвижников наиболее почитаемым был основатель Троицкого монастыря под Москвой - Сергий Радонежский.

Удалившись от мира он снискал уважение безгрешной простотой своей жизни и обрел многих учеников и последователей.

До принятия монашества он звался Варфоломеем. Его отец и мать были Ростовскими боярами, владели имениями, но так случилось, что они разорились и были вынуждены доживать свой век городке Радонеже, что в 54 верстах от Москвы. После их смерти Варфоломей покинул родительский дом и решил посвятить себя Богу, поселившись в пустынном, уединенном месте. Прослышав о великом праведнике, потянулись к нему люди. И скоро рядом с домиком Сергия вырос монастырь – будущая знаменитая Свято-Троице-Сергиева лавра.

Не на словах, а на деле. (Слайд № 3, 4)

В основанной Сергием лесной обители царило равенство. Игумен и монахи вкушали одну и ту же пищу, вместе творили молитву и сообща трудились.

Сергий тихими и кроткими словами смягчал даже самые ожесточенные сердца. Он мирил враждующих и утешал несчастных, подбадривал слабых и укрощал строптивых, наставлял заблудших и вразумлял малоумных. В отчаявшихся вселял надежду, не в меру возомнивших о себе избавлял от гордыни. Его доброты и терпения хватало на всех.

Заступник Русской земли. Слайд № 5, 6, 7, 8)

С именем преподобного Сергия связан взлет русской культуры в конце XIV – начале XV века. Этот великий праведник осенил гений Андрея Рублева и вдохновил на написание икон множество других изографов. Житие и подвиги Сергия Радонежского воспевают Епифаний премудрый и Пахомий Логофет, Герман Тулупов и Дмитрий Ростовский… После канонизации в 1452 году появляется великое множество икон с изображением любимого русскими людьми святого.

Он обладал самым притягательным для русского сердца качеством – смиренной кротостью. В нем справедливо видели заступника Русской земли перед Богом. Его благословением дорожили как знаком Божиим и великий князь московский Дмитрий Иванович, и митрополит Киприан… А он, презрев мирские соблазны, жил в великой скромности, бесконечных трудах и не искал ни в чем “первого места” или какой награды.

Оплот русской духовности. (Слайд № 10)

Покровитель школяров. (Слайд № 9)

IV. Словарная работа. (Слайд № 11)

V. Закрепление.

Беседа по вопросам. (Слайд № 12)

Мы закончили изучение темы и выяснили, какую важную роль сыграла русская церковь в становлении централизованного государства. А теперь вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: “Какой жизненный подвиг совершили наши великие чудотворцы, почему русский народ с особенно теплым чувством относится к ним, бережно хранит память и славит их деяния?”

VI. Домашнее задание: параграф № 25.

Найти в Интернете фотографии монастырей, основанных Сергием Радонежским, его учениками и последователями.

Опережающее задание (по желанию): Создание презентации (3-5 слайдов) на тему “Культура России во второй половине XIII – серелины XV века”

Литература

1. Сиповский В.Д. “Родная старина”. Москва, “Современник”, 1992.

2. Соловьев В.М. “Золотая книга русской культуры”. М.: Белый город, 2007.

3. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. IX– XVII вв. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003

4. “История России с древнейших времен до конца XIV века: Учебник для 6 класса основной школы/ Пчелов Е.В. -М.: ООО “ТИД “Русское слово”, 2007

5. Майков А.Н. “Методические рекомендации по курсу “История Росси с древнейших времен до конца XIV века”. - М.: ООО “ТИД “Русское слово”, 2005.

6. Фадеева Д.А. “История Росси с древнейших времен до конца XIV века”. 6 класс: Учебно-методические материалы. - М.: “ТИД “Русское слово”, 2003.