Обобщение темы: Первоначальные химические понятия (8 класс).
Задачи: выделить основные положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, систематизировать знания, провести проверку и учет знаний, навыков и умений по теме, закрепить умение работать в группе, осуществлять само– и взаимопроверку.
I. Практическое применение знаний.
Учащиеся работают в парах, записывая на листах ответ. Затем пары обмениваются листами и с помощью учителя проверяют правильность ответов, выставляя по 1 баллу за верные ответы. После обсуждения выставляются оценки.
№ | Понятия | Вопрос | Ответ |
1 | Химические и физические явления. |
О каком явлении идет речь? | |
2 | Чистое вещество и смесь. | Кору́нд – минерал (Al2O3). Обычно цвет синевато- или желтовато-серый. Присутствие соединений хрома дает красную, железа – коричневую, титана – синюю окраски. Наиболее чистые прозрачные драгоценные разности корунда – красный рубин и синий сапфир. Являются ли рубин и сапфир чистыми веществами? | |
3 | Простые и сложные вещества. |
О каких веществах идет речь? Запишите их формулы. | |
4 | Элемент и простое вещество. |
Напишите самостоятельно символы 8 химических элементов. Б) Первым получил и исследовал кислород еще в начале XVII в. голландский алхимик-технолог Корнелиус-Якобсон Дреббел. В 1615 г. он построил первое подводное судно, наполнил его кислородом и вместе с двенадцатью мужчинами опустил на дно Темзы на три часа. Кислород в данном примере является элементом или веществом? | |
5 | Относительная молекулярная масса. | Воздух – смесь газов. Ученые рассчитали относительную молекулярную массу воздуха. Мr(возд)=29 Какой из газов, попав в атмосферу, опускается, а какой поднимается : углекислый газ, водород? | |
6 | Массовая доля элемента в веществе. | Какой из минералов выгоднее использовать для получения железа: магнетит Fe3O4 или гематит Fe2O 3? Ответ подтвердите расчетом. | |
7 | Моль. | Вспомните формулы и законы химии, связанные с этим понятием. | |
8 | Валентность. | Хромовая кислота H2CrO4 широко используется при травлении металлов, получении цветных композиций стекла, для получения хрома. Эта кислота может быть получен а взаимодействием оксида (соединение с кислородом) хрома (VI) с водой. Составьте формулу этого оксида. | |
9 | Уравнение химической реакции. | При горении угля могут образовываться два оксида углерода – с валентностями II и IV. Составьте два уравнения реакций горения угля. |
II. Химический марафон.
Класс делится на группы по 4 человека. Цель каждой группы – выполнить наибольшее число заданий за определенное время. Все группы получают задание № 1. В задании 4 пункта, к которым поставлен общий вопрос. Таким образом, подразумевается, что каждый ученик выполняет один пункт, внося вклад в общее решение. После выполнения работы один ученик от группы подходит к учителю для проверки ответа. Если ответ верен, группа получает задание № 2. Если ответ ошибочен, то группа пробует найти ошибку и получить правильный ответ (2 раза). Если правильный ответ не получается, учитель указывает на ошибку и выдает задание № 2.
Если задание выполнено верно с первого раза, то группа получает 3 балла. Если со второго – 2 балла, если с третьего – 1 балл. В итоге составляется рейтинг групп.
Ответы: