Химики – это те, кто на самом деле понимает мир. – Лайнус Полинг.
Цели урока:
Участники: учащиеся 8-го класса.
Жюри: учащиеся 10-11 классов.
Продолжительность 1,5 часа.
Подготовительная работа: заранее учащиеся готовятся к смотру по предложенным вопросам. Проводится конкурс презентация на тему “ Химия в загадках”.
Консультанты: Учащиеся 10-11 классов, учитель химии.
Оборудование: Таблица Д. И. Менделеева, штативы с пробирками, в которых находится кислота, щелочь и вода, индикаторы, жетоны, листы для выполнения письменных заданий, компьютер, проектор.
На экране проектора проецируются вопросы, за правильный ответ жюри дает жетон, который является бонусом при выставлении итоговой оценки.
На экране формулы различных веществ:
1. H2SO4
2. MgCL2
3. Ca(OH)2
4. CuSO4
5. H2O
6. HCl
7. Fe2O3
8. NaOH
9. Al(NO3)3
10. H2CO3
11. MgO
12. H2S
13. Fe(OH)3
14. ZnCl2
Учитель диктует название веществ, учащиеся выбирают нужное и записывают номер на листочке. Проверка и выставление оценок в парах, результат передается в жюри.
На экране пять строчек химических формул веществ. В каждой строчке по три формулы.
Ba(OH)2 | CO2 | CaO |
HNO3 | HCl | H2O |
Na2SO4 | H2 SO4 | BaCl2 |
Ca(OH)2 | Al(OH)3 | Al(NO3)3 |
P2O5 | SO2 | Mg(OH)2 |
Задание: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу веществ, к которому относятся два других (выполняется на листочке и передается в жюри).
Выполняется по вариантам.
Вариант 1. Какие пары веществ могут взаимодействовать друг с другом:
а) SO3 и H2O | в) CaO и MgO |
б) СaO и HCl | г) Na2SO4 и HCl |
Составить уравнения возможных реакций.
Вариант 2. С какими из перечисленных веществ может взаимодействовать гидроксид натрия: HCl, H2O, Ca(OH)2, MgO, H2SO4.
Составить уравнения возможных реакций.
Выполненные задания передаются в жюри.
Выполняется по вариантам.
Задание: составьте генетические ряды и уравнения химических реакций к ним.
Выполненные задания передаются в жюри.
Решение расчетных задач по вариантам.
Выполненные задания передаются в жюри.
На каждом столе оборудование и реактивы для определения кислоты, воды, щелочи.
Задание: Соблюдая правила по технике безопасности, определить в какой из пробирок находится каждое из трех веществ.
За выполнением задания следят учащиеся 11-х классов и оценивают результат.
Сводная ведомость
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Разминка | Химический диктант | “Третий лишний” | “Счастливый билет | “Химическая эстафета” | “Математическая экспертиза” | “Лабораторные исследования” | Итог |
1. | Андриянова Кристина | + | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Пока жюри подводит итоги и выставляет оценки показывается лучшая презентация на тему: “Химия в загадках”.