Загрузить презентацию (877 КБ)
Цели урока: актуализировать, обобщить и расширить знания учащихся о водородной связи; показать биологическое значение водородной связи и действие различных факторов на водородную связь.
Оборудование: компьтер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 3); штатив для пробирок, пробирки, стекляная палочка.
Вещества и реактивы: вода, этиловый спирт, уксусная кислота, глицерин, азотная кислота, р-р сульфата меди, водный раствор куриного белка.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный.
Информационные источники: (Приложение 2)
Проверка домашенего задания проводится в форме беседы по вопросам и выполнения отдельными учащимися индивидуальных заданий.
Беседа по вопросам.
Индивидуальные задания.
№1. Составить схему строения и записать электронную конфигурацию атома индия. Определить, к какому семейству химических элементов принадлежит индий.
№2.Какой объем водорода выделится при взаимодействии 0,7 моль цинка с соляной кислотой ?
№3.Найти массу 0,75 моль железа.
По ходу изучения материала учащиеся формируют опорный конспект (Приложение 1).
– Мы продолжаем изучать типы химических связей. Какие типы химических связей вы уже знаете?
Предполагаемый ответ ученика.
– Ковалентная полярная, ковалентная неполярная, ионная, металлическая.
– На сегодняшнем уроке мы рассмотрим еще один вид химической связи – водородную связь. Запишите тему урока (слайд №1). Сегодня мы выясним, какие вещества образуют водородную связь, определим виды водородной связи, установим, как водородная связь влияет на свойства веществ и каково её биологическое значение, а также установим факторы, разрушающе действующие на водородную связь.
Впервые с водородной связью вы познакомились, когда изучали аммиак. При изучении этилового спирта, уксусной и муравьиной кислот тоже говорили о водородной связи. Дадим определение водородной связи (слайд №2).
Задание.
Запишите в тетрадь определение водородной связи.
– Какие виды водородной связи существуют? Почему они так называются? (Слайд №3)
Задание.
Запишите в тетрадь виды водородной связи в виде схемы. Лист разделите на две половины.
– Рассмотрим более подробно межмолекулярную водородную связь. Она характерна для следующих веществ: воды, спиртов, карбоновых кислот, аммиака, фтороводорода.
(Слайды № №4-8)
Задание.
Запишите в левой колонке вещества, между молекулами которых образуется водородная связь.
– При изучении других типов химической связи мы говорили, какими характерными свойствами обладают вещества, образованные той или иной химической связью. Для веществ с межмолекулярной связью также присущи особые свойства.
Задание.
Запишите в тетрадь особенные свойства веществ, образованных водородной связью.
– Теперь рассмотрим вещества с внутримолекулярной водородной связью. Заполняем правую колонку опорного конспекта.
К веществам с внутримолекулярной водородной связью относятся природные биополимеры – пептиды и нуклеиновые кислоты.
Напротив аденинового нуклеотида (А) одной полунуклеотидной цепи всегда располагается только тиминовый нуклеотид (Т) другой полинуклеотидной цепи, а напротив гуанинового (Г) нуклеотида – цитозиновый (Ц) нуклеотид. Между этими нуклеотидами возникают водородные связи: между А и Т – две водородные связи, между Ц и Г – три.
Задание.
Запишите названия веществ с внутримолекулярной водородной связью.
– Каково значение внутримолекулярной водородной связи? (Слайд №15)
Задание.
Запишите во второй колонке значение внутримолекулярной водородной связи.
– Каков механизм образования водородной связи?
Механизм образования водородной связи имеет двойную природу. (Слайд №16)
С одной стороны, он состоит в электростатическом притяжении атома водорода, имеющего частично положительный заряд, и атома кислорода (фтора или азота), имеющего частично отрицательный заряд. С другой стороны, в образование водородной связи вносит свой вклад и донорно-акцепторное взаимодействие между почти свободной орбиталью атома водорода и неподеленной электронной парой атома кислорода (фтора или азота).
Задание.
Запишите соответствующую схему в тетрадь.
– Водородная связь непрочная. Она легко может разрушаться в белковых молекулах. Белки денатурируют. Денатурация бывает обратимой и необратимой. Обратимая денатурация белков имеет социальное значение. Денатурирующими факторами белков человеческого организма могут служить вибрации, высокие температуры, электромагнитное излучение, химические вещества. (Слайд №17)
Демонстрация опыта: денатурация куриного белка под действием азотной кислоты и под действием сульфата меди.
Задание.
Запишите факторы, которые оказывают на белок человеческого организма денатурирующее воздействие.
Беседа по вопросам.
– Используя составленный опорный конспект, ответьте на вопросы.
Выучить опорный конспект, ответить на вопросы №№1, 2, 3, 4, 5, 6 параграфа 6.