Тип: комбинированный.
Цели.
Задачи.
Пособия: видеоопыты: свойства карбоновых кислот, реакция серебряного зеркала с муравьиной кислотой; мандарины, йогурт, сметана, кефир, уксусная кислота, муравьиная кислота, помидор, лимон.
Оборудование и реактивы: индикатор, мандарины, столовая уксусная кислота, сода, пробирки, мерная ложечка.
Дополнительное задание группам: поиск карбоновых кислот в шашлычной, аптеке, огороде, магазине.
Химику: ТБ при работе с уксусной кислотой; Е210 – бензойная кислота, консервант, содержится в клюкве и бруснике, сравнение свойств кислот органических и минеральных.
Биологу: влияние уксусной кислоты на пищеварение; влияние щавелевой кислоты на почки, бензойная кислота содержится в клюкве и бруснике; молочная кислота – содержание в поте и моче, усталых мышцах.
План урока.
Эмоциональный настрой.
Ход урока
1. Организационный момент.
Обсудить организационные моменты урока.
Поделить класс на 4 группы.
Эмоциональней настрой.
2. Повторение. Фронтальный обзор пройденных тем.
2 ученика у доски: заполняют таблицу
1 ученик: Изобразите структурную формулу 2-метилбутаналь (слайд 4). Презентация
Класс | Общая формула | Первый представитель | Название |
Алканы | СnH2n+2 | CH4 | Метан |
Алкены | СnH2n | C2H4 | Этилен |
Алкины | СnH2n-2 | C2H2 | Ацетилен |
Алкадиены | СnH2n-2 | C3H4 | Пропадиен |
Циклоалканы | СnH2n | C3H6 | Циклопропан |
Арены | СnH2n-6 | C6H6 | Бензол |
Спирты | СnH2n+1ОН | СН3ОН | Метанол |
Альдегиды | R(C=O)H | HC(=O)H | Метаналь |
2. Новая тема.
Введение в тему: работа в командах.
Проверка дополнительного домашнего задания к открытому уроку (слайд 5).
1 группа: Поиск карбоновых кислот в шашлычной
Результат: Уксусная кислота (формула на листе), лимонная кислота (лимон к чаю). Демонстрация уксусной кислоты и лимона.
Вывод: значение, применения.
Дополнение (подготовка к ЕНТ) Даяна – биолог: влияние уксусной кислоты на пищеварение.
Татьяна – химик, ТБ при работе с уксусной кислотой.
2 группа: Поиск в аптеке самой маленькой карбоновой кислоты.
Результат: муравьиная кислота (формула на листе). Демонстрация аптечного бутылька муравьиной кислоты.
Вывод: значение, применения.
3 группа: Поиск в огороде:
Результат: щавелевая кислота (формула на листе) в помидорах, щавеле. Демонстрация растений.
Вывод: значение, применения
Биолог – Даяна: влияние этой кислоты на почки.
4 группа: Поиск в магазине –молочный отдел.
Результат: молочная кислота (формула на листе) йогурт, кефир, сметана. Демонстрация продуктов.
Вывод: значение, применения
Таня – химик Е210 – бензойная кислота, консервант, содержится в клюкве и бруснике.
Даяна – биолог: молочная кислота входит в состав пота и мочи, образуется в мышцах, вызывая мышечную боль.
Лекция учителя.
Теперь мы можем приступить к более глубокому изучению этих органических соединений – карбоновых кислот.
Общая формула: СnH2n+1СООН
Производные углеводородов, в молекулах которых содержится одна или несколько карбоксильных групп, называются карбоновыми кислотами
Классификация: (слайд 8, 9).
В зависимости от природы радикала: насыщенные, ненасыщенные и ароматические стр 193 схема 19.
В зависимости от количества карбоксильных групп: одноосновные и многоосновыне.
Названия: тривиальные и по международной номенклатуре (слайд 10, 11).
2-металпропановая кислота: диметилуксусная кислота, метилпропановая кислота.
Самостоятельный разбор группами: 2,2-диметилпропановая кислота. (Изобразить структурную формулу) (слайд 12)
По углеродному скелету.
Межклассовая изомерия со сложными спиртами.
Первые три представителя не имеют изомеры. Начинается изомерия с масляной кислоты: метилпропановая кислота, этилацетат.
Окисление спиртов, алканов, альдегидов (стр 197).
Взаимодействием алкенов с угарным газом и водой при высокой температуре и давлении.
Из солей органических кислот при взаимодействии с серной кислотой при нагревании:
ацетат натрия с серной кислотой = уксусная кислота + сульфат натрия.
Все связи карбонильной и гидроксильной групп в карбоксильной группе полярны. Электронная плотность смещена в сторону атома кислорода карбонильной группы. Повышается подвижность и склонность к отрыву водорода гидроксильной группы.
Реакции с разрывом О-Н связи карбоксильной группы.(1) R-COO ацилоксильная (ацилатная) группа.
Реакции с разрывом –ОН связи карбоксильной группы.(2) R-CO ацильная группа (ацил).
Карбоновые кислоты – слабые по сравнению с неорганическими . Самая сильная – муравьиная кислота. С ростом углеводородных радикалов уменьшается сила кислот.
Образование солей: с магнием; с оксидом магния; гидроксидом натрия; с аммиаком.
Проделывание опыта учащимися : Уксусная кислота с гидрокарбонатом натрия (сода пищевая) .
Работа группами: Взаимосвязь с историей:
Клеопатра любила удивлять гостей: опускать в раствор уксуса серьги из жемчуга, а после прохождения химической реакции выпивать чашу. Объясните. Напишите химическую реакцию (слайд 22).
Образование сложных эфиров (реакция этерификации) - процесс обратимый.
Получение этилацетата из уксусной кислоты и этилового спирта.
Декарбоксилирование: разложение карбоновых кислот с выделением углекислого газа и образованием алкана под действием натронной извести (гидроксид натрия+оксид кальция).
Пример: уксусная кислота с образованием метана и углекислого газа.
Взаимодействие по углеродному радикалу: уксусная кислота с хлором = хлоруксусная кислота и соляная кислота. (Реакция не свойственна минеральным кислотам)
Кислотность хлоруксусной кислоты выше, чем уксусной, т.к. электроотрицательность галогена выше, чем у С. Чем больше атомов галогена в С-Н радикале, тем больше сила кислот (слайд 23).
Работа группами. Сравните хлоруксусную и фторуксусную кислоту по силе. Докажите (слайд 24).
Видеоопыт. Качественная реакция на муравьиную кислоту: реакция серебряного зеркала. Объясните почему?
4. Закрепление:
Выводы по теме.
Напишите уравнение реакции между уксусной кислотой и пропанолом-1 с образованием сложного эфира (слайд 26).
5. Викторина – соревнование между гостями и командами (слайд 27-29).
Вопросы.
Все наглядные пособия из продуктов питания идут на призы.
6. Рефлексия “Я”. Определение своего места на островах знаний.
7. Д/з параграф.