Цель: Обобщить первоначальные химические понятия, уметь делать вычисления по химическим формулам, определять относительные атомную и молекулярную массы, решать задачи с использованием понятий “ моль”, “молярная масса”, “ молярный объём”. Обобщить знания о веществе его физических и химических свойствах. Развивать умения и навыки пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева. Уметь работать самостоятельно и в коллективе, выделять главное, сравнивать делать выводы. Формировать научное мировоззрение учащихся. Повышать интерес к предмету химии.
Тип: урок обобщение/
Форма проведения: Интерактивная игра “ Самый умный”.
Подготовка к уроку начинается заранее за неделю до смотра знаний. Учащимся сообщается основные части смотра, указать, что нужно повторить по учебнику и по тетради, некоторые подобные задания предварительно рассматриваются заранее на уроках.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация игры, карточки с цифрами (1; 2; 3; 4;), периодические таблицы, листочки для черновиков, списки детей по рядам, две колбы (+) и (–), грамоты, табличка “жюри”, песочные часы на 1мин., и 5 мин.
Ход урока
Учащимся заранее до начала урока каждому раздаётся по периодической таблице Менделеева, карточки с цифрами (1; 2; 3; 4;) и листочки для черновиков.
Приветствие учителя на уроке. Познакомить учащихся с темой и целью урока.
Слово учителя: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихов. Их написал замечательный русский учёный М. В. Ломоносов, человек по истине энциклопедических знаний. Он сделал немало открытий не только в таких науках, как химия, физика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы и других науках.
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нём Россия,
Драги сокровища открой.
Поистине сокровищами являются те знания, которые получает каждый человек в течении всей своей жизни . И сегодня ребята у вас есть такая возможность каждому продемонстрировать свои накопленные знания по темам, которые мы успели изучить по химии.
Учащимся объясняется ход игры, правила; сообщить что каждый играет сам за себя, игра состоит из трех туров, где будут разные задания, оценивать их будут члены жюри, которых выбирают из учащихся этого класса , три человека, каждый из них следит за своим рядом и ставит баллы правильные ответы.
– Итак мы начинаем первый тур нашей игры
(Презентация, 10 мин, см. Приложение 1)
Учащимся задаются различные вопросы и они выбирают один вариант ответа и отвечают по сигналу учителя. Всего здесь 14 вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл. На размышление 10 секунд.
1. Выберите из перечисленных понятий физическое тело:
2. О каком веществе можно сказать: твердое, красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, хорошая пластичность позволяет изготавливать тонкую проволоку?
3. Символ химического элемента магния:
4. Что относится к физическим явлениям:
5 (выдеоопыт). Какой признак химической реакции вы наблюдаете?
6. О химическом элементе, а не о простом веществе азот идет речь в выражении:
7. Выберите лишнее:
8. Единица измерения количества вещества:
9 (фото с веществом). “…красой своей гордился, твердым был, но испарился. Фиолетовый как ночь, далеко умчался прочь”. Вставьте пропущенное слово.
10. Найдите ошибку: Алюминий – это химический элемент...
11. Что общего между этими элементами? (Картинка с галогенами.)
12. Какой элемент назвали в честь страны Аргентины?
13. Какой признак химической реакции вы не наблюдали в видеосюжете?
14. Какое физическое свойство металлов показано в сюжете.
Упражнение для глаз: под руководством учителя учащиеся выполняют расслабляющее упражнение для снятия зрительного напряжения. (1мин.)
(Презентация, песочные часы.)
Участники выполняют расчетные задания и выбирают вариант ответа за каждый правильный ответ получают 1 балл.
1. Относительная молекулярная масса азотной кислоты ( HNO3) (1мин.)
2. Найти массу 33,6 литров аммиака NH3 при н.у. (5мин.)
3. Сколько молекул содержится в 11 г. Углекислого газа? (5мин.)
4. Найти массу 2 моль воды. (1мин.)
(Презентация с блиц вопросами) (5мин).
Учитель называет ребят, которые вышли в финал.
Финалисты по очереди отвечают на определенное количество вопросов каждый индивидуально вопросы за каждый правильный ответ получают 1 балл.
Вопросы:
Жюри объявляет победителя игры “ Самый умный”. Финалистам и победителю раздаются грамоты и ставиться оценка отлично в журнал за работу на уроке. Кто не вошел в финал участникам за определённое количество баллов ставится оценка хорошо в журнал. Учитель подводит итог игры.
В конце игры участники выборочно делятся своими впечатлениями от проведённого мероприятия . Перед уходом ребята бросают заранее приготовленную фасоль в колбы с (+) или (–) в зависимости от своих впечатлений от урока. Учитель благодарит участников и жюри за работу.