Слайд 1 (тема урока)
Слайд 2 (план урока)
Цели урока:
Задачи:
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок творчества
Форма организации учебной деятельности: групповая
Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, коллаж
Оборудование:
Оформление доски:
План урока
1 | Организационный момент | 1 мин. |
2 | Мотивация «Притча о художнике» | 3 мин. |
3 | Повторение:
| 5 мин. |
4 | Беседа по теме, с использованием мультимедийной презентации. | 5 мин. |
5 | Актуализация знаний | 5 мин. |
6 | Практическая часть
| 21 мин. |
7 | Подведение итогов урока
| 5 мин. |
Эпиграф: «Портрет – зеркало души».
Высказывание: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но без их ведома, спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» (Латур).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Мотивация «Притча о художнике»
Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать ПРЕКРАСНОЕ.
Его умение увидеть КРАСОТУ – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – прекрасно!… До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видели и он, и они, – в совершенную картину!
Художник был великим Мастером Красоты. Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: не заметная прежде Красота – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!
* * *
Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась своей тонкости и нежности, своего хрупкого стана – и всегда опускала в смущении глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!…» – художнику говорили люди.
Но художник не слушал тех, кто так говорили, – и рисовал. И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть-чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный облик создав.
И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я… Тaк хороша картина!…»
«Я – только зеркало! – с улыбкою художник отвечал. – Тебе я красоту души твою всего лишь показал!
Теперь – живи, её от мира не тая!
Ты – как душа – подобна красоте зари! И нежностью твоей любви – ты всё, что видишь, озари!»
* * *
И женщину он старую увидел – и портрет её стал рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописях тех слова о жизни долгой и не простой, о доброте и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке… Их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе большой! И – в восхищеньи – замирало множество людей перед картиной той! И видели они суть жизни, что прожита не зря. И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил – что в почтеньи перед старой женщиной склонились люди…
* * *
Потом художник танцора рисовал. И в миге том, что он изображал, слились и танец, и танцор. И взмах руки, и музыка, и взор – теперь звучат на полотне! И тот, кто смотрит, – может пережить душой эмоции вдвойне: как тот, кто созерцает полотно, или как тот, кто – в танце – Богу гимн Любви поёт!
* * *
И рисовал художник капельку росы на тоненькой травинке.
Всего лишь… капелька воды на солнышке блестит. Но эта капля будто говорит: «Я – капелька в безбрежности Любви! И отразилась солнца красота – во мне! И словно в зеркальце моей любви – теперь сияют мир и красота Земли!»
* * *
И кистию своею художник ещё одно мгновенье в Вечном Бытии запечатлел:
Над морем – солнце вскинуло свои лучи! И – отразилось в облаках!… И птиц полёт – издалека в родимый край!… И берег моря с золотым песком!… Слились на полотне одном – творения Творца и человека! Открылась Вечность – в едином миге Красоты! И дyши освещал восходом солнечным – Безбрежный Света Бога Океан! И проявились в величии сей Красоты – Создателя её Незримые Черты!
* * *
Волшебным взглядом – художник тот был наделён: ведь за Творением – Творца всей Красоты способен видеть он!
И может людям он дарить – уменье видеть и любить! [3]
Учитель: – Ребята, скажите, пожалуйста, в чём вы видите разницу между двумя понятиями: «КРАСИВЫЙ» и «ПРЕКРАСНЫЙ»? И как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?» (записана на доске).
Ответы детей
Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.
А вот как выразился Латур: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома, спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком».
3. Повторение
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.
Наша цель, продолжить знакомство с жанром портрета и познакомится с новой техникой декоративно – прикладного искусства «коллаж».
Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного.
1. Что означает слово «портрет»?
Слайд 3 (определение)
Правильно, портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, – строение лица, черты характера, отношение к людям).
Назовите виды портрета.
Слайды 4, 5, 6,7 (виды портрета)
2. Анализ портрета.
Слайд 8
Работа выполняется в двух вариантах. У каждого на столах лежат карточки «Описание портрета», а на доске картины. Вы должны в течение 3 минут дать полный анализ данного портрета.
«Описание портрета»
Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях.
4. Актуализация знаний
– Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?
Ответы детей.
– выбор характерной позы;
– четкость рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.
Вывод: Основными средствами художественной выразительности становятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура портретируемого.
– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение. Я буду читать стихотворение, а вы на листе бумаге делаете эскиз.
Слайд 9
«О красоте человеческих лиц»
Николай Заболоцкий
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.[4]
Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.
5. Новая тема урока
Один из наиболее креативных методов изображения – техника коллаж.
Слайд 10
Коллаж (франц. collage – наклеивание) - это приём в изобразительном искусстве, состоящий в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.[1]
Запись в тетрадь.
Широко применялся кубистами, футуристами и дадаистами, дополнявшими живописные изображения приклеенными на холст обрывками газет, фотографий, обоев, кусков ткани и т. п. Первым изобретателем этого приема был – кубист Пабло Пикассо.
Слайд 11
Существует множество вариантов применения этого способа: вырезки различной формы из цветной бумаги, цветная газетная бумага, цветные журнальные иллюстрации. Вы можете выполнить рисунок, ничего не рисуя, а просто отрывая кусочки бумаги или вырезая их более аккуратно. Как и с рисунком с натуры, чем быстрее вы работаете, тем более спонтанным окажется результат. Вы вынуждены принимать мгновенные решения и переносить идею на картон. Это может быть непросто, когда вам приходится отыскивать исходный материал, делать вырезки и прикреплять их к коллажу. Иллюстрацию можно создать, используя необычные изображения, нарезанные квадратиками или полосками. Коллаж освобождает от необходимости использовать рисование, но вместе с тем расширяет ваш визуальный кругозор.
Правила работы: (на столах)
6. Практическая часть
Данная работа рассчитана на 2 урока. Работам в группе по 4 человека.
7. Основные этапы работы (на столах у каждой группы).
Для того чтобы создать портрет в технике коллаж вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в альбоме.
Слайд 12
1. Нарисуйте на картоне эскиз портрета.
2. Внимательно рассмотрите эскиз расположения кусочков бумаги на лице (кусочки могут быть разрезанными ножницами, а могут быть рваными).
3. Кусочки должны близко прилегать друг к другу.
4. Тщательно подбирайте бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте.
5. Старайтесь передать характер и особенности портрета.
6. Распределите правильно роли в группе, советуйтесь друг с другом.
Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем.
Слайд 13
8. Групповая самостоятельная работа (звучит песня «Ах, вернисаж» - Приложение 2)
За 5 минут до конца урока незаконченные работы собираются, убирается рабочее место. Дежурные собирают тетради, для проверки и выставления оценок.
Слайд 14 (образцы работ)
Слайд 15 (детские работы)
9. Подведение итогов
Слайд 16
Рефлексия
– Наш урок окончен. Спасибо!
Список литературы