Цель:
Задачи:
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент (подготовка игры)
Приветствие учащихся. Определение их готовности к работе. Сообщение о том, что урок пройдет в необычной форме – в форме игры. Каждый ученик станет участником увлекательной съемки телевизионной передачи “В мире животных”, в ходе которой узнают о насекомых.
- Вы все будете представлять известные телевизионные передачи.
Программа “В мире животных” объявила конкурс на участие в новом проекте Первого канала о животных. Заявку подали многие программы и ведущие, но на отборочный тур пригласили только две программы: “Здоровье”, “Что? Где? Когда?”.
Цель игры: определить команду знатоков по насекомым для съемки нового проекта
Первого канала и лучшего специалиста по насекомым, который будет объявлен ведущим. На уроке присутствуют гости, среди них независимая экспертная комиссия.
II. Проверка знаний (взаимопроверка с использованием тестовых заданий)
Перед съемкой всем необходимо пройти тест.
Тест по теме “Класс Насекомые”.
Ответы: 1- Б; 2 – Г; 3- Б; 4 – Г; 5- А; 6-Б; 7- В; 8- Б.
(Ответы на тестовые задания на экране)
На съемку программы прошли все.
III. Основная часть урока.
(Звучит музыка к программе “В мире животных”).
1. Рассказ учителя.
Класс Насекомые широко распространены по всему земному шару. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 миллионов видов. Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. Насекомые освоили все среды обитания – наземную, воздушную, почвенную. Способность к полету обеспечила насекомым широкое распространение по планете.
Мы познакомились с множеством отрядов – это “Отряд Прямокрылые”, “Отряд Жесткокрылые”, “Отряд Полужесткокрылые”, “Отряд Двукрылые”, “Отряд Чешуекрылые”, “Отряд Перепончатокрылые”, “Отряд Равнокрылые” и др.
У многих людей насекомые не вызывают приятные эмоции, а некоторые к ним относятся с неприязнью. Но сегодня мы сможем убедиться в том, что они - наши настоящие друзья.
2. Работа в командах, участие в конкурсах.
Конкурс 1. “Презентация Отряда Насекомых”.
Каждая команда должна представить презентацию “Отряд Перепончатокрылые”.
- Программа “Здоровье” представляет:
“Отряд Перепончатокрылые. Пчелы” (приложение 1)
- Программа “Что? Где? Когда?” представляет
“Отряд Перепончатокрылые. Муравьи” (приложение 2)
Конкурс 2 . “Галерея”.
Первая ассоциация, которая у нас возникает при этом слове – это картинная галерея. В нашей программе представлена необычная выставка картин и ваших рисунков с различными биологическими явлениями. Представители команд должны пройти в нашу галерею, выбрать понравившийся рисунок или картину и соответствующий термин, объясняющий это биологическое явление. (Задание на установление соответствия).
На стенде картины, рисунки:
На магнитной доске термины:
Конкурс 3. Внимание! Черный ящик!
В ящике находится продукт деятельности насекомых, обладающий бактерицидным свойством. Его использования еще в Древнем Египте. Тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в этот продукт. Угадайте, что находится в черном ящике! ( Натуральный мед)
Конкурс 4. “Найди ошибки”.
Знаменитый выдумщик барон Мюнхгаузен прислал письмо, где он рассказывает о своих наблюдениях во время путешествия. В письме много ошибок. Используя свои знания, командам необходимо исправить ошибки. Работа выполняется каждой командой в отдельности. По итогам работы команды предлагают свои ответы.
Письмо барона Мюнхгаузена.
Уважаемая программа “В мире животных”. Хочу поделиться с вами наблюдениями во время своего путешествия.
Когда буря закончилась, мы подняли якорь и недели через две прибыли на остров Вайгач, который находится на Чукотке. Старший сын губернатора предложил пойти вместе с ним на охоту в лес. Я с большим удовольствием согласился. В лесу было много насекомых. Я очень испугался, когда увидел комаров из рода Анофелес, которые вызывают у человека малярию, и много было мух цеце. Я всех их поймал и пошел дольше. Жара стояла невыносимая, и мы решили искупаться. Подошел к берегу, а там летают странные двукрылые стрекозы, тараканы. Муха грызет траву, а стрекоза проглотила лягушку. От увиденного я в ужасе убежал на корабль.
Конкурс 5. “Знаете ли вы?” (викторина).
IV. Выводы, заключения.
Каждая команда должна назвать общие признаки “Класса Насекомые”.
Вывод: Класс Насекомые – сложноорганизованные, что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни.
V. Подведение итогов урока.
Обратить внимание учащихся на достигнутые цели урока; определить команду – победителя; выбрать “Лучшего специалиста по Насекомым”; выставление оценок учащимся.
VI. Задание на дом.
- придумать кроссворд “Класс Насекомые”;
- написать сочинение – миниатюру или сказку о насекомых.