Цель: показать пробуждение природы через музыку и изобразительное искусство.
Задачи:
Оборудование: мультимедийная установка, синтезатор, магнитофон, персональные компьютеры.
Структура урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку П.И. Чайковского «Подснежник» и садятся на свои места.
2. Вводная Rf.
3. Введение в тему (беседа).
Приложение 1, 1-8 слайд.
На фоне музыки М.П. Мусоргского.
«Рассвет на Москва-реке…» демонстрируются слайды с репродукциями картин художников Б. Щербакова, А. Саврасова, К. Юона и Л. Туржанского.
Приложение 1, 9 слайд.
Тема сегодняшнего урока: «Земля пробуждается».
Приложение 1, 10 слайд.
На следующих картинах художник Б. Щербаков изобразил весну в разных ее проявлениях, обратите внимание на сочетания красок.
Приложение 1, 11 слайд.
4. Распевание.
Приложение 1, 12 слайд.
Пригревает солнце. Плачут сосульки. Течет с крыш.
На дворе капель.
(Упражнение на стаккато, поступенно вниз.)
Приложение 1, 13 слайд.
Тает снег, в проталинках появляются первоцветы: подснежники, ландыши. Легкий ветерок прикасается к их нежным головкам, и они начинают нежный перезвон.
(Упражнение на нон легато, нисходящая терция).
Приложение 1, 14 слайд.
Прилетают птицы, и вся округа наполняется их пением.
(Упражнение на легато, по мажорному и минорному трезвучиям попеременно.)
5. Повторение пройденного материала.
Приложение 1, 15 слайд.
Предлагается исполнить песню «Сочинение о весне».
Предлагаем вам увидеть весну в творчестве художника Б.Щербакова.
Приложение 1, 16-19 слайды.
Ранняя весна: «Разлив на озере Кучане», «Фея весны» С.Прокофьев.
Средняя весна: «Апрельское солнце», «Подснежник» П.Чайковский.
Поздняя весна: «Майская зелень», «Май, милый май» Ф. Шопен.
Вы говорили об образах, красках.
Приложение 1, 20 слайд.
Демонстрация таблицы «Выразительные средства музыки и живописи».
6. Практическая работа.
Приложение 1, 21, 22 слайды.
Сейчас мы с вами послушаем произведение известного итальянского композитора А. Вивальди, сочинившего цикл музыкальных картин «Времена года».
В них есть программа, то есть словесное описание того, что композитор хотел бы передать в звуках.
«Пришла весна, и веселые птички приветствуют ее своим пением, журча, бегут ручейки. Небо покрывается темными тучами. Молнии и гром тоже весну возвещают».
Послушайте 2 часть концерта «Весна».
Приложение 1, 23-26 слайды.
Анализ музыкального произведения.
А вдруг мы бы ошиблись, и раскаты грома приняли за выстрелы и грохот орудий. И тогда милый весенний пейзаж превратился бы в грозную сцену сражения. Нет, едва ли ошибемся. Ведь кроме звукоподражания есть еще и общее настроение музыки, которое передает нам радостные чувства пробуждения природы. В этом сила музыки Антонио Вивальди.
Общее звучание оркестра легкое и светлое, а теперь используя таблицу, слушая музыку, попытайтесь создать картины пробуждения природы, только не при помощи кисти и бумаги, а за компьютером.
Работа по вариантам.
I вариант: учащиеся создают картину весны в программе Paint.
II вариант: изменить предложенную картину Б. Щербакова «Апрельское солнце» при помощи программы Paint.
III вариант: дополнить картину Б. Щербакова «Разлив на озере Кучане» предложенными элементами (приложение 2).
Действия детей:
7. Заключительная часть.
Приложение 1, 27 слайд.
Оценивание работ учащихся друг другом («Картинная галерея»).
8. Исходящая Rf.
Приложение 1, 28 слайд.
Урок окончен.
Дети выходят из класса под музыку П. И. Чайковского «Подснежник».
Приложение 1, 29 слайд.