География туризма – отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учреждения.
В основе содержания курса лежат знания усвоенные учащимися при изучении географии материков и океанов, России, а также истории зарубежных стран и нашего государства.
Курс базируется на знаниях природы, социально-экономических, исторических, культурных особенностях регионов мира. Практические работы закрепляют приобретенные знания и умения, навыки работы с картографическим материалом, энциклопедическими данными, использованием Интернета, личных сведений при посещении туристических маршрутов.
Цели курса: ознакомить учащихся с состоянием и особенностями туризма в мире. В первой части курса рассматриваются основные понятия географии туризма, видов туризма. Во второй части курса дана характеристика основных туристских районов мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- основные понятия географии туризма;
Учащийся должен уметь:
Курс рассчитан на 34 часа. Периодичность занятий – при изучении курса в течение одного учебного года – 2 часа в неделю.
Примерный тематический план занятий
№ п/п | Название раздела | Темы раздела | Количество часов |
1 | Основные понятия географии туризма и виды туризма. | 1.Основные понятия географии туризма. | 2 |
2.Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции. | 2 | ||
2 | География туризма. | 1.Население и его туристский спрос. | 2 |
2.Развитие туризма в мире. | 2 | ||
3.Приморский туризм. | 2 | ||
4.Горный туризм. | 2 | ||
5.Морской (круизы) и речной туризм. | 2 | ||
6.Центры религиозного паломничества. | 2 | ||
7.Экологический туризм | 2 | ||
8.Экстремальный туризм. | 2 | ||
9.Приключенческий и экзотический туризм. | 2 | ||
3 | Практические занятия. | 1.Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской. | 2 |
2.Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия. | 2 | ||
3.Оценка туристских ресурсов заданного района по различным источникам информации. | 2 | ||
4.“Создание туристической программы” | 6 | ||
Итого: | 34 ч. |
Программа курса.
Тема 1 .Основные понятия географии туризма.
География туризма – отрасль рекреационной географии. Проблемы географии туризма. Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские учреждения, туристский район, источники географии туризма.
Тема 2 .Социально-экономическая сущность туризма, его виды и функции.
Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой.
Классификация туризма по характеру организации, по способам передвижения, по продолжительности. Функции туризма.
Тема 1. Население и его туристский спрос.
Региональные особенности в демографическом составе населения и их значение для туристского спроса. Уровень образования населения как фактор туристского спроса. Географические различия в характере туристского спроса. Туристские потоки в мире.
Тема 2. Развитие туризма в мире.
Виды туристских ресурсов.
Природные туристские ресурсы. Климат как туристский ресурс. Показатели, характеризующие климат, как условие туристской деятельности. Моря и внутренние воды, как туристские ресурсы. Значение ландшафта для туризма. Источники минеральных вод, их виды и использование в лечебном туризме. Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном туризме.
Культурно-исторические ресурсы, их классификация и значение для познавательного туризма. Оценка туристских ресурсов.
Туристские маршруты.
Требование к туристским маршрутам. Местные и дальние маршруты. Теплоходные маршруты. Круизы. Туристские рейсы.
Тема 3. Приморский туризм.
Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии.
Главные курортные районы и центры:
Отдых на островах: Мальдивы, Шри-Ланка, Мадейра, Малайзия, Сейшелы, Гавайи, Багамы, Канары, Бали.
Тема 4 . Горный туризм.
ЭГП. Население. Туристский спрос. Транспортные условия. Современное состояние туризма.
Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма:
Районы спалеотуризма: Индия (пещеры Аджанте)
Источники минеральной воды: Чехия (Карловы Вары)
Тема 5. Морской (круизы) и речной туризм.
ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты по региону.
Теплоходные маршруты:
Тема 6. Центры религиозного паломничества.
Центры религиозного паломничества: Мекка, Медина, Иерусалим, Рангун (Мьянма), Боробудур (Индонезия).
Тема 7. Экологический туризм
Рекреационный: Греция (г. Афины, о. Родос, Закинф, Корфу), Непал, Венгрия (о. Балатон), джунгли Амазонии, Австралия (гора Аейерс-Рок), водопады
Познавательный: Шотландия (Эдинбург), Испания, от Рима до Венеции (Ватикан, Флоренция), Неаполь (Везувий, Помпеи, Сорренто), Монако,Сан-Марино, Египет, Япония, Чехия, Китай.
Тема 8. Экстремальный туризм.
Современное состояние туризма. Пути сообщения и транспортные условия. Слабое развитие инфраструктуры. Центры туризма и перспектива их развития.
Тема 9. Приключенческий и экзотический туризм.
Примерные темы практических занятий.
Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской.
а) Проектирование:
б) Строительство:
Литература.