Цель урока: расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению, воспитывать у учащихся любовь к птицам и бережное отношение.
Оборудование: Чучела птиц, рисунки и фотографии с изображениями книг о птицах
1) Тест
1. К экологическим группам по месту обитания относят:
А – насекомоядных птиц;
Б – лесных птиц;
В – хищных птиц;
Г – водоплавающих птиц.
2. К летающим птицам относят:
А – журавля;
Б – страус;
В – сову;
Г – пингвина.
3. Плавающие, но нелетающие птицы – это:
А – чайки;
Б – пингвины;
В – сова;
Г – утки.
4. Воробьинообразными являются:
А – городская ласточка;
Б – черный стриж;
В – певчий дрозд;
Г – серая ворона.
5. Ночные хищные птицы имеют:
А – хищный клюв, загнутый крючком;
Б – великолепный слух и острое зрение;
В – слабооперенную переднюю часть головы и шеи;
Г – мягкое и рыхлое оперение.
Ответы: 1 – Б, Г; 2 – А, В; 3 – Б; 4 – А, В, Г; 5 – А, Б, Г.
2) Фронтальный опрос
Роль птиц в природе и жизни человека.
Птицы многообразны как в видовом отношении, так и по общей численности, поэтому их роль в биогеоценозах существенна.
- Ребята, какое значение имеют птицы в жизни растений?
Учащиеся отвечают на вопрос, прослушивается.
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
Растительноядные птицы влияют на регуляцию роста и развития растении; некоторые птицы (например колибри) участвует в опылении цветковых растений; некоторые птицы содействуют в распространении плодов и семян, а и расселения растений.
- Ребята, хищные птицы в природе какую роль играют? (учащиеся отвечают)
Учитель. Да, ребята, хищные птицы имеют большое значение. Хищные птицы в природе играют роль в санитарном значении – истребляют больных и ослабленных животных, предотвращает распространения заразных заболеваний среди других животных и людей. Например, совы играют роль в регуляции численности мышевидных грызунов.
(Затем учитель переходит к вопросу о роли птиц в жизни и деятельности человека).
- Ребята, какова роль птиц в жизни и деятельности человека?
- Да, ребята, насекомоядные и хищные птицы имеют большое значение в ограничении численности насекомых – вредителей и мышевидных грызунов. Птицы играют роль в реализации биологического способа защиты культурных растений от насекомых – вредителей.
- Среди птиц есть такие отряды Куриные и Гусеобразные имеют промысловое значение. Из них получают мясо, яиц, пуха, жир. Птичий помет органическое удобрение.
В жизни человека птицы играют эстетическое значение. Птицы играют роль в развитии истории культуры: художественной литературы, музыки, изобразительного искусства. Птиц используют как лабораторных животных. Одних птиц используют в научных экспериментах, других – в бионических исследованиях как живые модели для создания более совершенных технических систем.
Поэтому птиц надо охранять и принять меры их охраны: установление запретов на отлов и использование птиц; охрана среды обитания, условий размножения, путей миграций.
В России есть орнитологические заповедники: Кандалаксиский (побережье Белого моря), Астраханский, Кызыл-Агачский (на Каспии).
- Ребята, еще какие меры по охране птиц вам известны?
(Это заготовка для них корма, изготовление и установка зимних кормушек, развешивание гнездовий)
Чтобы лучше усвоили значение птиц в природе и жизни человека предлагаю учащимся заполнить таблицу:
Значение птиц | |
в природе | для человека |
1. Ограничивают рост сорных растений | 1. Промысловые и домашние птицы являются источником мяса, яиц, пуха, пера |
2. Содействуют опылению цветковых | 2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства |
3. Способствуют распространению плодов и семян | 3. Птичий помет – ценное органическое удобрение |
4. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов) | 4. Эстетическое и научное значение |
5. Служат кормом для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих) |
1. Вопросы:
2. Мини – викторина.
Задание на дом: § 30 прочитать, составить кроссворд о значении птиц.