Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Формирование учебных и общеучебных умений учащихся

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 567

Шмелева Ольга Григорьевна, учитель биологии

Самыми главными вопросами любого учителя во все времена были и остаются вопро-сы : Чему учить? Как учить? При этом каждое поколение учительства старается найти свою золотую формулы самого эффективного обучения. Но главным экспертом работы педагога всегда является общество. Именно оно оценивает качество работы учителя. Общество и устанавливает те основные критерии, которые должны стать ориентиром в работе каждого педагога.

На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными. Определение и классификация общеучебных умений и навыков (чему учить?). Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

Общеучебные умения и навыки (ОУУН) - это такие умения и навыки, которые применяются учащимися в различных видах учебной деятельности. Ниже приведены ОУУН, сформулированные в рамках новых стандартов обучения.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учащиеся, взрослея и переходя из класса в класс, в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, становятся более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс развития общеучебных способностей станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты. Многие умения каждой из пяти групп являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно. В какой последовательности развивать общеучебные умения: последовательно, друг за другом, или параллельно, т.е. на каждом уроке развивать все важнейшие для данного возраста умения сразу? Опыт показывает, что следует придерживаться следующих рекомендаций: Лучше, если учитель в каждый отрезок времени будет договариваться с детьми, какое общеучебное умение они будут развивать. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент. Ученик выступает в роли субъекта своей учебной деятельности, выполнение заданий более осознанное, и результат оказывается гораздо выше по сравнению с тем случаем, когда учитель не акцентирует внимание на формируемых надпредметных умениях. Для формирования тех или иных общеучебных умений учителю следует подбирать то предметное содержание, которое наиболее эффективно способствует развитию этих умений. На одних темах учебного плана, например, наиболее целесообразно развивать учебно-интеллектуальные умения, на других - учебно-коммуникативные. Какие формы и методы наиболее подходят для развития надпредметных умений и навыков?

Начальная школа Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, где учитель - "режиссер" учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети используют эти умения на уроке.

Основная школа Проблемно-диалогическая технология Проектная деятельность (предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме). Решение жизненно практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы. Учитель - консультант.

Старшая школа Исследовательская деятельность по выбранному профилю, которая ведется параллельно с традиционными формами работы. Учитель - консультант (научный руководитель). учебно-интеллектуальные

Начальная школа Объяснительно-иллюстративные методы Репродуктивные Частично поисковые

Основная школа Частично поисковые методы Проблемно-сообщающие

Старшая школа Исследовательские методы учебно-коммуникативные

Начальная школа Технология формирования типа правильной читательской деятельности Групповая форма организации учебной деятельности учащихся

Основная школа Технология формирования типа правильной читательской деятельности Самостоятельное использование учениками системы приемов устного и письменного текста Групповая форма организации учебной деятельности учащихся Технология развивающей кооперации

Старшая школа Технология развивающей кооперации Уроки-диспуты Защита рефератов и исследовательских работ учебно-информационные

Начальная школа Составление простого плана Пересказ Работа с учебниками, энциклопедиями, словарями Извлечение информации, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Представление информации в виде текста, таблицы, схемы.

Основная школа Изложение текстов различными способами Составление сложного и тезисного планов Формулирование проблемных вопросов Качественное и количественное описание объекта Подготовка докладов, рефератов Составление на основании текста таблицы, схемы, графика Создание модели изучаемого объекта Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования Поиск информации в литературе и Интернете

Старшая школа Самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач Сопоставление, отбор и проверка информации, полученную из различных источников, в том числе СМИ Преобразование информации из одного вида в другой Представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Предлагаю вам познакомиться с одним из возможных подходов формирования и развития общеучебных навыков учащихся: Планирование. В соответствие с возрастными особенностями в каждой теме определяется развитие надпредметных умений, развитие которых наиболее выигрышно, целесообразно В начале определенного периода (например, в начале учебного года) учитель, заполняя соответствующую таблицу, оценивает уровень сформированности общеучебных умений и навыков каждого ученика и класса в целом. Чаще всего при работе учителей основной и старшей школы это лучше сделать для ребят, обучающихся в пятом классе. Здесь можно обеспечить преемственность в обучении, если педагог поработает над такой таблицей с учителем начальной школы. Вводный контроль знаний позволит осуществить корректировку планов. В соответствии с выявленными особенностями каждого класса, учитель вносит изменение в тематическое планирование по части развития общеучебных умений и навыков, особое внимание уделяя тем умениям, которые по какой-то причине не соответствуют возрастным нормам. Затем проводится диагностика в конце контрольного срока с целью корректировки дальнейших действий по развитию надпредметных умений и навыков.

Особенности формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках биологии.

Работа по таким направлениям осуществляется практически на каждом уроке биологии потому что большинство изучаемых тем позволяют комплексно использовать задания для формирования ООУН. Как пример я могу предложить рассмотреть опыт работы с темой "Транспортные системы организма человека". На изучение темы отводится - часов. Возможно изучение всех частей темы в традиционном ключе: новый материал - закрепление - повторение. Такой подход потребует от учителя сложнейшего подбора разнообразных заданий на каждый урок. Результатом чаще всего становятся слабо сформированные знания о кровеносных сосудах, немного о строении сердца, правила гигиены сердечно-сосудистой системы в упрощенном понимании без глубокого обоснования - почему именно так важно поступать в повседневной жизни.

Для формирования ООУН или надпредметных умений в изучении этой темы я пошла от желания сотрудничества с учениками. Сейчас учитель может стать интересным источником познания только в случае когда он организовал работу ребят, позволяющую им реализовать их интерес и увидеть собственные достижения. Поэтому мною был выбран метод проектов. Этот метод позволяет организовать работу по теме для получения конкретного результата. Класс разделен на группы. Тема охватывает рассмотрение анатомического строения и физиологии сердечно-сосудистой системы, условий ее работы и сохранения и предупреждения возникновения заболеваний. Поэтому я пошла по достаточно традиционному пути в разделении рассматриваемых вопросов. Группы получили названия "Врачи физиологи", "Врачи кардиологи", "Врачи наркологи", "Врачи скорой помощи". Для ребят были сформулированы направления самостоятельного поиска материалов по направлениям групп. Это кажется традиционным, но учащиеся были ориентированы на то, что они должны будут в итоге предъявить конкретный результат своей работы. У детей сразу возникли вопросы: Что мы должны узнать? Какими источниками знаний можно воспользоваться? В каком виде могут быть оформлены результаты их учебной деятельности?

С этого момента и началась активная работа по развитию всех направлений ООУН. Ребята столкнулись с необходимостью определения структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Им потребовалось умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Они столкнулись с определением адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. При этом потребовалось комбинирование известных алгоритмов деятельности. Потому что им потребовалось умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома и самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

При работе в группе для учеников возникла потребность в информационно-коммуникативной деятельности. Работы нужно представить в течении заключительного урока. Поэтому потребовалось осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Важнейшим для ребят 14-15 лет сейчас является использование для решения познавательных и коммуникативных задач Интернет-ресурсы и различных источников информации, включая энциклопедии, словари, и другие базы данных.

Для любого учителя традиционно важным является рефлексивная деятельность. Именно она позволяет закрепить знания, умения, навыки. В современном обществе жизненно важными стало владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

При проведении этого проекта каждый ученик осуществил полномасштабное рефлексирование своей работы. Каждый выбрал индивидуальную траекторию работы, поставил цель, определил средства, провел объективную оценку найденного материала, придумал свой проект представления материалов по теме.

Итогом работы ребят стала пресс-конференция. На ней каждый ребенок смог показать свою работу, показав ее личностную и общественную значимость. Важным стал момент оценки такого способа работы. Для учеников принципиальное значение имело использование различных источников информации, но они с удивлением для себя отметили как много ценной информации содержит школьный учебник. В создании собственных проектов они постарались проявить креативность мышления и способов выражения своих знаний. Такие работы позволяют проявить себя детям скромным и застенчивым. Они смогли раскрыться в работе над презентациями, листовками, буклетами. Были маленькие победы таких ребят. Это привело к тому, что одноклассники на них посмотрели по-новому. В конце работы ребята попросили: - А можно еще также поработать на других темах.

Любого человека затягивает обыденность. Но когда учитель видит заинтересованные глаза ребенка, то в душе его звучит музыка. Любой из нас начинает надеяться что работает он не зря. И для того, чтобы чаще быть удовлетворенным своей работой, мы должны меняться в ногу со временем. Главным при этом остается желание учиться всю жизнь. Для успешной жизни наших учеников учеба тоже должна стать магистральной линией их жизни.