Цели урока:
Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
(деятельность учителя, деятельность учащихся – в рабочем листе)
Этап | Деятельностьучителя | Время |
1. Организационный | Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу, интересуется: как ваше настроение, самочувствие? Если хорошее, значит есть залог для успешного сотрудничества. Не забывайте о способах сохранения здоровья – правильная осанка, расстояние от глаз до рабочего стола. | 1 мин |
2. Домашнее задание | Напоминает уже записанное д/з, интересуется, есть ли вопросы у учеников: «Хочу напомнить вам д/з на следующий урок, оно у вас уже записано – обязательное: учить определения, таксоны растений; творческое по выбору – сообщение или мини-сборник «Занимательно о водорослях». | 2 мин |
3. Актуализация знаний | Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку: «Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре – устное или письменное, выполните его, оцените друг друга проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки.» (Собирает работы). (Приложение 1) По результатам вашей работы у меня два вопроса:
| 5 мин |
4. Целеполагание | Просит определить цель, определить цель, дополняет цели учащихся, поясняет их: «Итак, система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Системы окружают нас повсюду – вся биосфера Земли, планеты, любой школьный учебник – система знаний по предмету, деревообрабатывающий станок, швейная машина, сама школа – система. Части системы объединены по общим признакам. На Земле 500 тысяч видов растений и разобраться в нем поможет только система, вернее – систематика – специальная наука. По словам ученого К.Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос.». Попробуйте сформулировать цель урока в виде вопроса: выяснить, почему…(дети формулируют цель, учитель дополняет их). Определили цель, работаем на ее достижение. | 2 мин |
5. Изучение нового и закрепление материала | Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу – вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки. (Приложение 2) 1. Систематика и ее роль. На Земле огромное разнообразие растений до 500 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по-своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям Чтобы разобраться во многообразии растений , ученые создали специальную науку – систематику. (Приложение 3) Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю. Попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции – Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней. 2. Роль Карла Линнея в развитии систематики. Не только великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы. Я хочу передать слово вашим одноклассникам – Маше и Насте, которые сегодня подготовили сообщения «Биография Карла Линнея» и «Научные труды Карла Линнея». А вам предлагаю слушать, выполнять задания, задавать вопросы. После сообщения вопрос Маше: Ккакие качества личности ученого обеспечили ему всемирное признание? Спасибо! Не забудь сдать лист самооценки сообщения. Вопрос Насте: С какой целью ты готовила сообщение? Спасибо. Не забудь сдать лист самооценки сообщения. 3. Таксоны. Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны – специальные систематические группы растений (или единицы). Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличия органов – генеративных и вегетативных, в класс0 по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство – на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее ( не забывайте выполнять заданий в рабочем листе). 4. Вид – основная единица систематики. Основной единицей систематики является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов) – главные слова, признаки данной группы особей: 1) сходных по строению и жизнедеятельности; 2) способных скрещиваться; 3) занимающих свой ареал. Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его. Линней ввел в науку бинарные (двойные) названия: первое слово – существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное – отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе. Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия. | 25 мин |
6. Обобщение | Проводит коллективное обсуждение итоговой схемы, предлагает сделать вывод. «А сейчас, узнав новое, вернемся к проблемному вопросу: как объяснить слова Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос?» (показать определитель растений). Изученная тема – опора для изучения основных отделов растений, положительный учебный опыт поможет вам успешно понять новое. | 1 мин |
7. Подведение итогов, рефлексия | Просит подсчитать баллы, определить отметку, высказать мнение учащихся об уроке через рефлексию. | 4 мин |
Источники информации: