Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Методическая разработка проведения школьной семейной спартакиады Школа и семья – верные друзья

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 367

Луценко Светлана Андреевна, учитель физической культуры

Пояснительная записка

Семейная школьная спартакиада «Школа и семья – верные друзья» проводится с целью привлечения семьи к ведению здорового образа жизни, повышения качества работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, улучшения физической подготовки учащихся, увеличения двигательной активности школьников и родителей. Однако самое главное для педагога состоит в том, чтобы создать реальные стимулы, побуждающие участников спартакиады признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности, принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на воплощение их в жизнь.
Одной из форм работы по физическому воспитанию в школе должна стать организация участия родителей в соревнованиях семейных команд. Организация соревнований «Веселые старты» в виде эстафет это не систематические занятия физическими упражнениями. При проведении семейной спартакиады создаются благоприятные условия не только для всестороннего физического развития и укрепления здоровья всех участников, а и для воспитания правильных отношений в семье (между младшими и старшими детьми, мальчиками и девочками, родителями и детьми). Так, общее участие родителей и детей в спортивной борьбе создает атмосферу свободы, взаимного уважения, стимулирует систематические занятия физкультурой. Проведение такой спартакиады должно помочь родителям ближе познакомиться и сплотить классный родительский коллектив, а учителям поближе узнать семью ученика.
Основу семейной спартакиады составляют простые тесты по физической подготовке, которые рекомендованы учебной программой по физической культуре и программой «президентские состязания» для определения уровня физической подготовки учеников. Это сделано специально для привлечения внимания родителей к знаниям в области физического развития их детей, чтобы родители могли сравнить уровень развития их ребенка с остальными учениками.
В период подготовки участников спартакиады учитель дает рекомендации, консультирует родителей и учащихся, помогает составить сборные команды. Положительным является то, что все члены семьи систематически занимаясь, будут улучшать свои результаты. Результаты каждого члена семьи суммируются и, таким образом, влияют на распределение мест. Это повышает ответственность и побуждает готовиться к следующим стартам. Таблицы (см. Приложение 1, Приложение 2) специально разработаны с учетом взрослых и детей, чтобы семья видела перспективы физического развития всей семьи. Ученики и родители соревнуются в своей параллели, поэтому не возникают разногласия в период проведения соревнований. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность учащихся, родителей и учителя на занятиях способствуют созданию и поддерживанию высокого уровня познавательного интереса к самостоятельной физической активности.
Не все родители имеют возможность заниматься физической культурой. Поэтому предоставление школой спортивных залов для занятий учащихся и родителей во внеурочное время, консультаций со стороны специалистов в области физической культуры поможет объединить усилия школы и семьи по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения. Спартакиада может быть расширена в зависимости от условий спортивных площадок и оборудования спортивных залов. Можно включить в программу могут спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, ручной мяч) и др. виды.

1. Цель: Семейная спартакиада проводится с целью привлечения семьи к ведению здорового образа жизни, повышения качества работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, улучшения физической подготовки учащихся, увеличения двигательной активности школьников.

Основные задачи:

Задачи I этапа:

Сплотить классный родительский и ученический коллектив.
Помочь поддерживать хорошее физическое состояние и вести здоровый образ жизни в семье.
Привлечь родителей к участию в жизни школы. Выявить самую физически развитую семью в классе.

Задачи II этапа:

Выявление самой спортивной семьи среди параллелей младшей и средней школы.

Задачи III этапа:

Определение самой спортивной параллели, подготовка к участию в городских соревнованиях «Веселые старты».

2. Участники:

Принимать участие в школьной семейной спартакиаде имеют право все учащиеся школы, имеющие основную и подготовительную группу по физической культуре, и их родители, не имеющие медицинских противопоказаний.
К участию в соревнованиях допускаются учащиеся и родители, имеющие спортивную форму соответствующую школьной программе по физической культуре.

Состав команд:

I этап.

Проведение соревнований среди родителей и учащихся класса. Принимать участие в соревнованиях могут команды в разном составе. В зависимости от количественного состава команды выводится средний результат (11 оч. папа + 11 оч.мама + 9 оч.сын)/3 = 10,33

Вариант №1 – участники команд – ученик, мама, папа.
Вариант №2 – ученик (ученица), папа.
Вариант №3 – ученик (ученица), мама.

Во II и III этапе может принимать участие сборная семья:

Вариант №1 – участники команд – ученик (ученица), мама, папа.
Вариант №2 – ученик (ученица), папа + мама из другой семьи.
Вариант №3 – ученик (ученица), мама + папа из другой семьи

Проведение соревнований среди родителей и учащихся на параллели 1-х; 2-х; 3-х; 4-х классов.
Проведение соревнований среди родителей и учащихся на параллели 5-х; 6-х; 7-х; 8-х; 9-х классов.

Финал (III этап)

Проведение соревнований среди учащихся и родителей по 1 семье от класса:

1-2-3-4 А классов. 5-6-7-8-9 А классов.
1-2-3-4 Б классов. 5-6-7-8-9 Б классов.
1-2-3-4- В классов 5-6-7-8-9 В классов.

3. Организаторы и руководство олимпиады:

Организаторами школьной семейной спартакиады является администрация школы, педагогический коллектив, родительский комитет, школьный коллектив физической культуры.

4. Время и место проведения семейной спартакиады:

Спартакиада проводится на базе МОУ СОШ № … в спортивном зале.
Торжественное открытие в сентябре в День здоровья.
Торжественное закрытие спартакиады состоится в мае.

Подготовительный этап к участию в семейных стартах – сентябрь, октябрь.

Семейный спортивный час проводится не менее двух раз в неделю.
Например:
Среда – с 17.00 до 21.00
Воскресенье – с 12.00 до 14.00
Время и дни подготовки планируются с учетом загруженности спортивного зала.
После проведения первых соревнований внутри классных коллективов необходимо поддерживать желание родителей, которые не стали победителями, приходить заниматься с детьми на протяжении учебного года.

Соревновательные этапы проводятся:

I этап – ноябрь-декабрь;
II этап –
январь-февраль;
III этап –
март.

5. Программа школьной семейной спартакиады:

Программа I и II этапа:

1. Челночный бег 4/9 метров.
2. Прыжки через скакалку за 1 минуту.
3. Подтягивание (юноши и папы из положения виса на высокой перекладине, девушки и мамы выполняют из виса лежа, перекладина высотой 90 см.).
4. Поднимание туловища из положения лежа.
5. Лазание по канату.

Программа II этапа:

1. Челночный бег 4/9 метров
2. Прыжок в длину с места.
3. Сгибание разгибание рук в упоре лежа.
4. Наклон вперед из положения сидя.
5. Поднимание туловища из положения, лежа (пресс).

Программа III этапа школьной семейной олимпиады среди команд классов: А; Б; В; Г (1а; 2а; 3а; 4а)

1. Подтягивание.
2. Челночный бег 4/9 метров.
3. Прыжки через гимнастические скамейки.
4. Поднимание туловища из положения, лежа /пресс/ за 30 сек.
5. Наклон вперед из положения сидя.

Заключительный этап: проведение школьных соревнований «Веселые старты» среди учащихся и родителей.

6. Судейство соревнований

Главный судья соревнований учитель физической культуры_____________.
Главный секретарь соревнований ____________________.
Судьи на видах учащиеся 10-11 классов. К судейству соревнований привлекаются ученики 10-11 классов предварительно прошедших подготовку по судейству соревнований.

7. Подведение итогов и награждение

Подведение результатов выступления проводится по таблицам, разработанным организаторами спартакиады. Если участник показывает результаты выше максимальных, то прибавляется призовое очко за высокий уровень подготовки в данном виде. Итоги подводятся по итогам каждого этапа:

I этап – «Самая спортивная семья в классе»

II этап –

«Самая спортивная семья на параллели»;
«Самая спортивная семья общеобразовательного учреждения в 20___году» среди 1-4 классов;
«Самая спортивная семья общеобразовательного учреждения в 20___году» среди 5-9 классов;
По результатам спартакиады определяется одна семья-победитель в каждой группе, которая награждается грамотой, кубком и ценным призом.

III этап – команды победители и призеры, награждаются грамотой и ценными призами.

Подводятся итоги личного первенства по всем видам программы каждого этапа среди родителей и учащихся.

8. Финансирование

Финансовые расходы, связанные с организацией и проведением семейной спартакиады, награждением победителей и призеров осуществляется за счет привлеченных спонсорских средств.

Тесты для проведения школьной семейной спартакиады.

(Подбираются с учетом условий школьных спортивных залов, оборудования и наличия спортивного инвентаря)

Лазание по канату. Выполняется из положения, стоя, после отметки максимального касания руками каната, по команде «Можно». Лазание выполняется удобным способом для участника. Фиксируется результат в метрах.

Прыжки через скакалку. Участник подбирает скакалку удобную по длине. По команде «Марш» выполняет прыжки на двух ногах. Упражнение выполняется за 1 минуту.

Прыжки через гимнастические скамейки. Прыжки выполняются по правилам соревнований прыжков через нарты (северное многоборье). Скамейки ставятся на ровной площадке поперек движению, на удобном расстоянии для участника, в количестве 10 штук. Участник должен последовательно перепрыгивать через расставленные скамейки, отталкиваясь двумя ногами, без остановки. После прыжка через последнюю скамейку он прыжком поворачивается лицом к скамейке и продолжается перепрыгивать в обратном направлении. Окончательный результат участника определяется по количеству перепрыгнутых скамеек в лучшей попытке. Участнику не разрешается задерживаться больше 5 секунд после преодоления последней скамейки и разводить ступни на ширину локтей. В момент перепрыгивания колени разводятся, ступни подтягиваются, минимальное движение туловища. Такая техника прыжка экономит силы и напоминает технику бега барьериста.

Прыжок в длину с места. Выполняется двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания ногами или любой частью тела. Участнику предоставляется три попытки.

Поднимание туловища из положения, лежа за 30 сек., или за неограниченное кол-во времени. Из исходного положения, лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, пальцы скреплены в замок. Стопа прижата к полу вторым участником. По команде «Марш» согнуться до касания локтями коленей. Обратным движением вернуться в исходное положение. Фиксируется количество подъемов до касания коленей локтями.

Наклон вперед из положения «сидя». Необходимо на полу обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу ступнями ног следует касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. выполняется 3 наклона вперед, на 4-м фиксируется результат касания и фиксации (не менее 2 секунд) кончиков пальцев линии. Сгибание ног в коленях не допускается.

Подтягивание (м), подтягивание из виса лежа (д.). Подтягивание (м) выполняется на перекладине из положения виса хватом сверху, не касаясь ногами пола. При подтягивании нужно подбородком перейти линию перекладины, при опускании туловища руки выпрямляются полностью. Во время подтягивания не допускается раскачивание или движение ногами, облегчающие сгибание рук.
Для подтягивания, из виса лежа (д.) перекладина устанавливается на уровне 90 см и ниже в зависимости от роста девочек или мам. В висе лежа и при подтягивании туловище держать прямо и подбородком перейти линию перекладины.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Выполняется после принятия исходного положения на полу. При выполнения испытуемый должен туловище удерживать прямым без прогибов. Подсчитывается количество полных выпрямлений рук после их сгибания до касания грудью пола.

Челночный бег 4/9 метров. В забеге принимают участие 2 человека. На расстоянии 9 метров от линии старта ставят по 2 кубика для участников. По команде «Марш» участники преодолевают расстояние 9 метров, берут кубик и прибегают к линии старта. Ставят кубик за линию, и бегут за 2 кубиком, с ним финишируют. Для данного теста удобно использовать волейбольную площадку.