Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Урок биологии по теме Экология дыхания

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 193

Комарова Татьяна Владимировна, учитель биологии

Цели урока:

Основное содержание темы

Термины и понятия: Содержание темы включает: выяснение факторов негативного влияния на органы дыхания; формулирование правил гигиены дыхания.

Медицинская экология, адаптация, экологическая медицина, бронхит, пневмония, туберкулёз, аллергия, бронхиальная астма, грипп, ОРЗ, никотин.

Планируемый результат.

Личностные

умения: – проявление эмоционально-ценностного отношения к проблеме экологии дыхания;

– проявление творческого отношения к процессу создания презентации по темам: экология квартиры, микроклимат жилища, воздух окружающей среды, растения и воздух, заболевания органов дыхательной системы.

Метапредметные умения:

а) познавательные: умение анализировать, устанавливать

причинно-следственные связи, умение использовать приобретённые знания при создании презентации.

б) регулятивные: умение применять знания о гигиене органов дыхания в личной гигиене, сознавать вреде курения, о сохранении микроклимата, помещения и его чистоте.

в) коммуникативные: умение формулировать правила гигиены дыхания, умение взаимодействовать друг с другом, работая в группах по обобщению вопросов гигиены дыхания, умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные

умения: – использование знаний о физиологии органов дыхания для составления правил гигиены органов дыхания.

Организация образовательного пространства.

Межпредметные связи. Чтение текстов и использование материала из программы ОБЖ.

Темы: экология квартиры, микроклимат жилища, воздух окружающей среды, растении и воздух, заболевания органов дыхания.

Ресурсы. Раздаточный материал (тексты: экология квартиры, микроклимат жилища, воздух окружающей среды, растения и воздух, заболевания органов дыхательной системы), карточки-вопросы, видеоматериал, использование компьютерных технологий (презентации).

Формы работы. Фронтальная, индивидуальная, групповая.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Проверка подготовленности учащихся к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Учащиеся отвечают на вопросы (слайд №1,2)

  1. Основным источникам кислорода на Земле является процесс?
  2. Какова функция кислорода в клетках?
  3. Где происходит превращение артериальной крови в венозную?
  4. Какова роль гемоглобина в процессе газообмена?
  5. Чем опасен угарный газ?
  6. Что оказывает влияния на деятельность дыхательного центра?
  7. Почему важно увлажнение поступающего в лёгкие воздуха?
  8. Как называл воздух великий врач Древней Греции Гиппократ?
  9. Что может увеличить ЖЕЛ?
  10. Могут ли стены жилых домов быть источникам загрязнения воздуха?
  11. Какое влияние на здоровье оказывает ионизация воздуха?
  12. Чем опасен для здоровья хронический бронхит?

Вопросы №8,10,11,12 являются проблемными и ответы на них будут показаны в течение урока.

3. Изучение нового материала.

Учащиеся просматривают видеофрагмент, знакомятся со статистикой заболеваемости органов дыхания из детской поликлиники (слайд №3,4).

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух “пастбищем жизни”. Без

Воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь некоторые люди могут задержать дыхание на 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, т.к. в организме нет запаса кислорода для дыхания. Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Через них организм сообщается с внешней средой, хотя они являются внутренними органами.

К своему здоровью нужно быть внимательным каждый день, т.к. на здоровье влияют образ жизни человека, условия труда и проживания, привычки и поведение.

Тема нашего урока “Экология дыхания” (слайд№5).

Как вы понимаете эти слова?

(слайд №6,7) – определения терминов: медицинская экология, адаптация, экологическая медицина; схема “Отрицательное воздействие антропогенных факторов”.

Цели урока:

1. Выяснить какие факторы негативно влияют на органы дыхательной системы.

2. Сформулировать правила гигиены дыхания.

Учащиеся индивидуально работают с материалом (информация), выделяя главное (приложение).

Затем учащиеся разбиваются на группы (5 групп) по маркировке листов (источник информации). В тетради чертят таблицу (слайд №8), которую заполняют по ходу работы со своим материалом.

В группах учащиеся должны сформулировать факторы и правила гигиены, которые помогут сохранить здоровье и снизить воздействие этих факторов.

После истечения времени учащиеся рассаживаются обратно по своим местам, предварительно назначив ответственных от группы.

Презентация учащихся. Ответственные озвучивают результаты группы, прикрепляют на доске плакаты с правилами гигиены органов дыхания.

Демонстрация мультимедийной презенации “О вреде курения”, приготовленной учащимся заранее. (Презентация 2).

4. Общие выводы урока.

Сравнить сформулированные учащимися правила гигиены органов дыхания с правилами специалистов (врачей-гигиенистов и инфекционистов) (слайд №9).

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ОРГАНОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

5. Домашнее задание.

Домашняя лабораторная работа “Гигиеническая оценка микроклимата помещения” печатная тетрадь стр.77 з.4. Повторить материал “Дыхание”.

6. Рефлексивная деятельность.

Самоанализ ученика. Учащимся выдаются карточки для заполнения.

Закончить предложения.

Для меня важно знать правила гигиены органов дыхания, потому что…

Чтобы сохранить здоровье органы дыхания моего организма, мне нужно …

Самооценка ученика. Закончить предложение.

Я доволен (льна) … (очень, не очень) своим вкладом в приготовлении презентации.

Приложение