Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Новейшая технология при изучении географии в сельской школе

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 369

Николаева Ирина Федоровна, зам. директора по УВР

Школа в сельской местности является не только образовательным учреждением, но и корнем благополучия страны, истоком духовности народа, стабильностью и основой развития общества.

Сельская школа – это особый тип учебных заведений, имеет ряд своих особенностей:

Исходя из реалий сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема их уровня педагогический коллектив под руководством заместителя директора по учебной части Николаевой И.Ф. с 1994 года проводит систематическую работу по изучению и внедрению современной образовательной технологии. С 1994–1995 учебного года школа начала работу по новейшей технологии КСО (ДЕМСОС) по предметам как, география, история, якутская литература, биология, английский язык.

КСО – это коллективный способ обучения. Полное название: "коллективно-группо-парно-индивидуальный метод обучения" и системообразующей становится коллективная форма. КСО – это и есть тот исторически новый метод обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно-урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

Приемы и методы КСО

Принципы КСО:

Использование технологии КСО в Кыргыдайской средней школе

В нашей школе в начале работы по КСО в первую очередь перед каждым учителем ставились вопросы, как привить интерес к знаниям, как воспитывать трудолюбие, самостоятельность, как включить в работу каждого ученика. Проводились различные семинары, практические занятия, открытые уроки.

Учебный процесс обеспечивается коллективной организационной формой как ведущей наряду с другими организационными формами: индивидуальной, парной, групповой. Коллективная организационная форма реализуется методиками (Ривина, ВОЗ, ВПЗ, ВПТ, доводящая карточка, обратная методика Ривина). Разумное комбинирование методик и организационных форм позволяет гибко строить учебные занятия, главная цель которых развитие способов мыследеятельности, коммуникативных умений, навыков коллективного труда, общепризнанных норм поведения и получения системы знаний.

Учитель и учащийся руководствуются при погружении следующими установками: на первый план выдвигается индивидуализация темпов и приемов обучения, педагогизация деятельности каждого участника занятий, культура общения друг с другом, правильная дозировка времени при изучении каждого блока. Каждый учащийся по всем предметам работает по индивидуальному плану.

В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.

После анализа работы за четыре года по технологии КСО учителя убедились в том, что коллективный способ обучения способствует повышению качества знаний учащихся и с 1998 года концепцией развития школы определена стратегия сильных изменений, затрагивающих структуру, содержание, способы и формы организации работы в школе. Введен сетевой, пятидневный график обучения с использованием на уроках приемов и методов коллективного способа обучения, которые вполне соответствуют для сельской малокомплектной школы. Школа стала настоящей творческой лабораторией, которая ведет разработку новейшей педагогической технологии ДЕМСОС. Повысились качество успеваемости, показатели школы на олимпиадах и по поступаемости выпускников в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы. Особое место в работе школы отводится научно-исследовательской работе учащихся.

Новая технология на уроках географии.

Перед учителем встают вопросы: как привить учащимся интерес к знаниям, как воспитать трудолюбие, как включить в работу каждого ученика. Выход этот – в применении коллективного способа обучения. Именно он дает возможность ученику работать в своем темпе, снимает психологические перегрузки, а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному обучению.

На уроках географии я применяю опорные конспекты В.Ф. Шаталова и коллективный способ обучения В.К.Дьяченко. Работаю над внедрением новой технологии с 1990-х годов. В начале школьники овладели отдельными методиками: взаимообмен заданиями,взаимопередача тем, методика Ривина, работа по вопросникам, географические взаимодиктанты. Работу вела в спаренных уроках.

Эти учебные занятия направлены на выработку таких важных качеств, как:

После того, как учащиеся овладели этими методиками, осуществили “запуск” на сотрудничество “по вертикали”, начали изучение предметов по сетевому графику обучения с 1995 – 1996 учебного года. С 2001 – 2002 уч. года начала обучение в разновозрастных группах.

В результате такой организации учебного процесса, дети научились самостоятельно добывать знания, на уроках создана деловая атмосфера и учитель получает возможность сосредоточить внимание на индивидуальной работе учащихся.

Перед каждым уроком провожу большую подготовительную работу, разрабатываю тематический план, опорные конспекты, вопросники, практические работы, контрольные вопросы, номенклатура, маршрутные листы.

Например, для изучения темы “Австралия и Океания” ученику дается:

По программе на изучение темы отводится 5 уроков. Урок можно организовать по-разному в зависимости от уровня учащихся.

Маршрутный лист по теме “Австралия и Океания”

Ф.И.О.

Уч-ся

Параграф

Конспект

Номенклатура

Практ. работа

зачет

28

29

30

31

32

33

1

2

3

4

атлас

Конт. карта

1

2

1

2

3

4

5

При использовании КСО на уроках сформировалась следующая система работы: ученик слушает объяснение теории, учит самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу, или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения, развития речи, слова для запоминания и.т.д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет , тест).

В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном - все делает коллектив. У педагога, наконец, время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта.

Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.

И мы убедились в том, что прав В.К. Дьяченко, подчеркивая, что “общение в паре – это основная и первоначальная ячейка , простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них – к знаниям и опыту всего человечества”.

Работать по новой технологии нелегко. Приходится не только преодолеть сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт. Готовых разработок, пособий нет, так что приходится нам работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом.

Таким образом, сделаны первые шаги по КСО в нашей школе. О больших результатах и показателях говорить еще рано, нерешенных проблем еще не мало.

Можно не сомневаться, что подобная организация учебной работы дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие самостоятельности, уверенности в себе, трудолюбия, умений, что не может дать ни одна существующая система обучения.