Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: комбинированный обобщающий.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование
:План урока:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
III. Домашнее задание (2 мин.)
IV. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя
. Мы с вами завершаем изучение большой и интересной темы “Алгоритм”. Конечно, в старшей школе вы еще не раз столкнетесь с алгоритмами, но сегодня нам с вами важно понять и оценить насколько хорошо мы с вами разбираемся в данной теме, что умеем и как можем применить свои знания и умения на практике и при изучении других учебных дисциплин. Кроме того, сегодня на уроке нам предстоит, работая в программе ПервоЛого, научить Черепашку рисовать узоры из геометрических фигур и сохранять их для дальнейшего использования. Поэтому, эпиграфом для сегодняшнего урока я выбрала слова древнего философа Конфуция о том, что “Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем” (слайды: цель, эпиграф, задачи урока).II. Основная часть.
Опрос. Мы с вами говорили, что алгоритмы присутствуют везде в нашей жизни. Так, что же такое алгоритм, дайте определение этого понятия. (Алгоритм – это пошаговое описание всех действий, которые нужно выполнить, чтобы получить требуемый результат). Теперь назовите, пожалуйста, способы записи алгоритмов (построчная запись, блок-схема). В чем их отличие? Давайте поговорим о блок-схеме алгоритма. Какие геометрические фигуры используют для составления блок-схемы алгоритма? Какие виды алгоритмов вы знаете? (линейный, с ветвлением, с циклом). В чем их отличие? Назовите первую и последнюю команды любого алгоритма (Начало, Конец). В каких геометрических фигурах их записывают? Какой геометрической фигуры нет в блок-схеме линейного алгоритма? (ромба). Что записывается в ромбе? (вопрос – условие ветвления или цикла). Как должен быть составлен вопрос в ромбе, какие ответы можно дать на него?
Давайте поиграем. Какие из перечисленных вопросов могут быть условием? (При правильном выборе дети поднимают руку.)
– На перекрестке есть светофор?
– Какого цвета машина?
– Автобус желтый?
– Машина едет быстро?
– С какой скоростью едет поезд?
– Почему автобус остановился?
– Как на дороге обозначают пешеходный переход?
– Горит зеленый сигнал светофора?
– Какой сигнал светофора горит?
– Сколько сейчас времени?
Объясните свой выбор.
Мы вспомнили и повторили очень много, а теперь давайте убедимся в правильности наших ответов и посмотрим на слайд “Блок-схемы различных видов алгоритмов”. (Презентация).
Ну а теперь примените свои знания на практике и выполните следующие задания. Игра: На какие из перечисляемых мной вопросов вы сможете ответить с помощью алгоритма? (Если вопрос “подходящий”, дети поднимают руку):
– как пришить пуговицу?
– как приготовить салат?
– что такое “кофемолка”?
– как зовут героев сказки “Снежная Королева”?
– как сажают яблони?
– почему осенью желтеют листья?
– что делать, если лампа перегорела?
– сколько ног у осьминога?
Теперь наша задача состоит в том, чтобы по представленным блок-схемам (см. слайд) определить вид алгоритма, объяснить свой ответ и дать название каждому алгоритму.
А сейчас давайте поработаем с раздаточным материалом. В задании на листочке мы должны заполнить блок-схему алгоритма “Разнеси телеграммы” (с последующей проверкой на экране).
Итак, мы подошли к практической части нашего урока – работе на компьютерах. Но перед этим мы должны немного отдохнуть и расслабить наши глазки.
Гимнастика для глаз.
Упражнение № 1.
Сядьте ровно. Делаем круговые вращательные движения глазами по часовой стрелке и против нее. Поводим глазами справа налево и сверху вниз, а также по диагонали.
Упражнение № 2.
Крепко зажмурим глаза, а потом широко распахнем их. Проделывать это лучше в ускоренном режиме и не менее 1-2 минут. Столь же полезным будет сведение обеих зрачков в одну точку, находящуюся в районе кончика носа, или частое подмигивание то правым, то левым глазом.
Упражнение № 3.
Отличным дополнением к гимнастике явится одновременный массаж закрытых век мягкой частью ладоней рук или подушечками пальцев. Не следует слишком сильно нажимать на глазное яблоко. Требуется всего лишь легкое прикосновение и вращательные движения по часовой стрелке и против нее.
Практическая работа на компьютерах.
А теперь давайте проверим наши знания на практике. Итак, кто же исполняет команды алгоритма? (Компьютер, робот и т.д.). А в среде ПервоЛого? (Черепашка).
Сегодня мы научим Черепашку создавать узоры из геометрических фигур. Общий алгоритм нашей работы будет выглядеть так:
Для того, чтобы научиться создавать подкоманду рисования геометрической фигуры Квадрат (дополнительно – круг, шестиугольник) мы должны реализовать следующую последовательность действий:
(Учитель разбирает с детьми команды алгоритма “Создай Подкоманду”, и даже может на доске наглядно показать выполнение команд этого алгоритма).
У каждого из вас в раздаточном материале (Приложение 2) и у меня в презентации, представленной на доске, отражены алгоритмы выполнения необходимых действий. Это поможет нам в ходе выполнения задания на компьютерах.
После того, как наша Черепашка научится создавать узор, вы раскрасите его по своему вкусу и сохраните, как новую Форму.
(Предполагается, что дети уже владеют приемами работы в режиме Рисования в программе ПервоЛого 3.0 и умеют сохранять созданную форму. Если с этим возникают проблемы, то в помощь ученикам в раздаточном материале есть соответствующий алгоритм выполнения всех необходимых процедур (Приложение 2)).
Алгоритм “Создай и раскрась узор”
Алгоритм “Сохранение новой формы”
Ну вот, у каждого из вас получились свои необычные и яркие узоры из геометрических фигур, которые мы теперь сможем использовать в последующих наших работах и даже на других предметах. На каких? (ИЗО, технология). Мы сможем в интерактивном режиме создавать различные узоры, экспериментировать с цветами, и, получив конечный результат, воплощать его либо в рисунке, либо в аппликации или мозаике, создавая орнамент или выполняя другую творческую работу.
III. Домашнее задание. (Задание напечатано для каждого ученика и представлено в раздаточном материале).
На следующем уроке мы устроим соревнование, поэтому домашнее задание будет разным для мальчиков и девочек. В своих рабочих тетрадях в клетку вы должны:
– составить блок-схему алгоритма “Надуй шары” и сделать его построчную запись (для мальчиков).
– составить блок-схему алгоритма “Напеки блинов” и сделать его построчную запись (для девочек).
На следующем уроке мы выясним, чья команда – мальчиков или девочек – лучше справилась с домашним заданием.
IV. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили основные понятия темы “Алгоритм”; поработали с блок-схемами алгоритмов разных видов; отработали исполнение необходимых алгоритмов для Черепашки, по которым создавали и сохраняли новые формы. А что же было нового на сегодняшнем уроке? Мы научились создавать Подкоманду, создали и раскрасили свои узоры из геометрических фигур, которые сможем использовать в дальнейшей работе.
Оценки за урок. Конечно, я, как учитель, оценю вашу работу на уроке и поставлю оценки. Но сегодня я предлагаю и каждому из вас самостоятельно оценить свою работу, т.е. дать самооценку. Для этого мы будем использовать смайлики, лежащие у каждого на парте.
Самооценка. Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение человека. Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Поэтому, каждый из вас сейчас поднимет тот смайлик, который соответствует его оценке и настроению (на доске – слайд с расшифровкой смайликов). (Если есть ученики неудовлетворенные результатами своей работы – постараться разобраться и выяснить причины).
Урок окончен. Спасибо за работу.