Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Политические партии и партийные системы (урок обществознания в 10–11-м профильном классе)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 365

Майстер Анжелика Валерьевна, проректор

Цель урока: сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока:

образовательные:

1) рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий;
2) изучить сущность и типологию партийных систем;
3) сделать анализ современной партийной системы в РФ и её эволюции;
4) продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие:

1) закрепить умение ставить и формулировать проблему;
2)продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;
3) способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные:

1) стимулировать мотив к поиску новых знаний;
2) способствовать формированию толерантного мышления;
3) воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Тип урока: урок изучения нового материала (2 часа).

Технология урока: урок – педагогическая мастерская (технология французских демаршей).

План урока:

  1. Причины возникновения, понятие и признаки политической партии.
  2. Типология и функции политических партий.
  3. Сущность и типология партийных систем.
  4. Анализ современной партийной системы в РФ и её эволюции.

Оборудование урока:

1) мультимедийная презентация и оборудование,
2) раздаточные материалы №1 , №2 , №3, №4 (см. приложение 1, 2, 3,4),
3) СD-диск с записью современной молодёжной музыки,
4) заготовка на доске коллажа,
5) 6 цветных ватманов, маркеры,
6) таблички с названиями социальных групп,
7) цветные карточки (6 видов),
8) индуктор “свобода.

Ход урока:

1.

Перед уроком, заходя в класс, учащиеся берут цветные карточки и размещаются за столами с обозначенным цветом.

2.

Организационный момент, во время которого учитель включает динамичную современную молодёжную композицию.

3.Предварительный этап урока.

Учитель: Приветствую вас, славные граждане славного государства - Лицейская федерация!

Мы знаем, что от первых шагов в деятельности любого государства зависит многое в его истории, в жизни его граждан. Я предлагаю вам тоже сделать этот первый шаг - за 1 минуту сформулировать первую статью конституции вашего государства.

Учащиеся работают в группах, выполняя задание.

Заслушиваем варианты ответов, среди которых ключевым обязательно будет слово “демократия”.

В ходе последующего обмена мнениями вспоминаем, что такое демократия и её признаки.

Оттолкнувшись от того, что важнейшим признаком демократии является наличие плюрализма мнений, свобода слова, собраний независимо от рода деятельности, социального положения и статуса, учитель просит учащихся назвать социальные группы и обозначить структуру общества созданного государства (ведь социальные группы: классы, страты, классовоподобные группы - есть в любом обществе и государстве)

Учитель расставляет таблички с названиями социальных групп в соответствии с цветом:

примерно, следующим образом,

(Возможны иные варианты)

Каждый ученик, таким образом, получил определённую роль, которую должен будет реализовать на уроке. Учитель предупреждает, что это перенесение продлится лишь 2 урока, и, по прошествии данного времени, все ученики вернутся к своему реальному настоящему. Наиболее активные представители социальных групп во время работы на уроке получают призовые “плюсы”.

Учитель далее указывает на то, что каждая социальная группа имеет свои интересы в обществе и в общественной деятельности,

Учитель даёт задание группам: сформулировать в 3-х понятиях и зафиксировать на ватмане интересы своей социальной группы, а затем объяснить выбор.

Учащиеся выполняют задание, при реализации которого происходит распределение ролей и выявление лидера.

Учитель далее говорит, что формы реализации интересов социальных групп тоже бывают разными:

- реальными (открытыми): проведение акций, создание партий,
- латентными (скрытыми): лобби (организация давления), заинтересованные группы.

Учащиеся выполняют следующее задание: им необходимо обсудить информацию и выбрать приемлемую для себя форму реализации своих интересов, обосновать выбор.

Как правило, выбор падает на первый вариант действий в виде создания партий.

Учитель комментирует: действительно, давно уже было замечено, что организованные действия более эффективны, чем индивидуальные устремления, а партии являются одними из наиболее влиятельных сил, открыто действующих в обществе.

Учитель далее предлагает учащимся сформулировать проблему урока, исходя из его темы (показать слайд 1), корректирует формулировку, которая фиксируется в тетради.

Возможный вариант: В чём состоит роль и значение партий в процессе движения общества к прогрессу и стабильности, в процессе реализации прав и интересов человека?

Могут быть предложены и иные, но схожие варианты.

4. Изучение 1-го вопроса.

Учитель даёт небольшую справку (можно выбрать необходимую информацию из следующего текста):

Политические партии в их современном смысле возникли сравнительно недавно - во второй половине XIX в. Сам же термин “ партия” (от греч. part - часть чего-либо) начал использоваться задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения и стремились влиять ради их осуществления на власть.

В историческом процессе формирования партий как политического института М. Вебер выделил три этапа:

первый - этап существования партий как аристократических группировок;
второй - этап существования партий как политических клубов;
третий - этап современных массовых партий (показать слайд №2)

Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями. Философ упоминал о партиях жителей гор, равнин и прибрежной части города Афин. Они представляли собой временные объединения для поддержки какой-либо личности. Группируясь вокруг конкретного политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей. Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов, опиравшихся на свои клиентеллы.

Партии в современном понимании начали формироваться с XVII в. в Великобритании в результате споров о наследовании трона после смерти королевы Елизаветы Тюдор, не имевшей прямых наследников. Яков 1 Стюарт (1603-1625) и Карл 1 Стюарт (1625-1649) в своем правлении полагались на “божественный характер” монархической власти, которая, по их мнению, не может быть ограничена никем. Однако такого мнения придерживались далеко не все в английском обществе. Борьба по поводу границ королевской власти привела к тому, что Карл 1 распустил парламент. С 1628 по 1640 г. парламент в Великобритании постепенно перестал существовать. Возникли две партии, из которых одна выступала за королевскую власть, ее члены называли себя кавалерами (это были предшественники нынешних консерваторов), а вторая партия – “круглоголовые” - выступала за парламентарную форму правления и защищала интересы буржуазии и нового дворянства. Она стала предшественницей либеральной партии современной Англии.

На начальных этапах отношение к обеим партиям было негативным, поскольку, защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его и служили источником конфликтов. По замечанию А. Токвиля, “партии есть неизбежное зло свободных правительств”.

Поэтому в период формирования первых политических партий в Великобритании (тори и вигов) английские мыслители начали готовить общественное мнение к положительному восприятию партий. Первоначально партиям было предписано выражать национальные интересы. Английский мыслитель Э. Берк (1729-1797) отмечал, что “партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального Интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию”.

Нарастающая дифференциация интересов различных групп буржуазного общества обусловила изменение первоначальной функции представительства общенациональных интересов и превратила партии в механизм выражения групповых предпочтений. Появление партий как новой политической реальности превратило политическую борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп, которые находятся в сложных отношениях соперничества и союза. Все три этапа процесса формирования партий, указанные М. Вебером, прошли лишь английские партии - виги (либеральная) и тори (консервативная). История политических партий в других странах значительно короче.

Так, Демократическая партия США оформилась в 1828 г., в первой половине XIX в. представляла интересы плантаторов Юга и части торгово-банковских кругов. У истоков партии стоял Т. Джефферсон, третий президент США. По своей идеологической направленности демократы были классической либеральной партией, которая придерживалась той точки зрения, что npавительство должно как можно меньше вмешиваться в жизнь граждан. Однако к середине ХХ в. философия партии заметно изменилась. Уже при Ф., Рузвельте (1933-1945 гг.) и Л. Джонсоне (1963-1969 гг.)

Демократы на практике расширили границы вмешательства государства в дела гражданского общества, усилили регулятивные функции государства и способность его предотвращать социальные конфликты и поддерживать баланс интересов в обществе.

Вторая партия США - Республиканская, была основана в 1854 г. при непосредственном участии президента А. Линкольна (1861-1865 гг.). В период создания она объединяла сторонников капиталистического развития страны и выражала интересы промышленной буржуазии Севера. Идеологическая доктрина партии была основана на требованиях минимального вмешательства государства в дела гражданского обществa, уменьшения налогов, нарaщивания военной мощи.

В современной Америке обе партии стремятся выражать интересы как можно более широкого круга лиц. При стирании различий в социальной опоре партий, они отличаются друг от друга: демократы (либералы) активно сотрудничают с профсоюзами, отражают интересы интеллигенции, среднего класса, национальных и религиозных меньшинств. Республиканская партия выражает интересы предпринимателей, фермеров, военных, интеллектуалов. Политическая идеология партии - неоконсерватизм.

Учитель далее, демонстрируя слайд №3,называет причины возникновения партий:

Причины возникновения партий по М.Дюверже:

  1. Необходимость формирования органов представительства интересов в структурах власти (парламентская партия)
  2. Распространение и универсализация избирательного права (электоральная партия)
  3. Преемственность по отношению к существовавшим ранее политическим организациям (партия внешнего происхождения)

Учащимся предлагается, исходя из выявленных интересов своей социальной группы, определить возможную причину возникновения своей партии, которая записью или цифрой фиксируется на ватмане.

Учитель указывает, что далее необходимо прежде, чем приступить к созданию партии, более глубоко узнать, что это такое, каковы признаки партии.

Учащиеся получают задание : в течение 1-2 минут сравнить два определения понятия “политическая партия” и выделить в них наиболее существенные признаки современных партий (раздаточный материал № 1) См. приложения.

Ответы учащихся заслушиваются.

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали американские политологи Дж. Лапаломбара и М.Вейнер (показать слайд № 4)

  1. Партия - это организация, т. е. достаточно длительное по времени объединение людей.
  2. Наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
  3. Цель партии - завоевание и осуществление власти.
  4. Обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии.
  5. Партия – носитель определенной идеологии, мировоззрения.

Учитель замечает, что в рамках урочной деятельности невозможно реализовать все указанные признаки, поэтому каждая группа в ходе обсуждения в течение 5-7 минут реализует 3 организационных момента:

1) разработает идеологию партии в виде 3 программных лозунгов (что такое идеология?)
2) выберет название партии в соответствии с выбранной позицией,
3)определит лидера, указав на критерии выбора.

Учащиеся полученный результат фиксируют на ватмане и оглашают, отвечая на возникшие вопросы.

5. Изучение 2-го вопроса.

Учитель далее обращает внимание, что спектр политических партий даже в совсем маленьком государстве ЛФ достаточно широк, мир же политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны, но имеют целью более глубокое проникновение в их природу и возможности. Общепризнанной является классификация М Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни.

Учащимся предлагается выполнить задание по раздаточному материалу № 2: найти место своей партии в классификации при помощи предлагаемых комментариев (см. приложения №2). Результат фиксируется на ватмане.

Готовый проект учащиеся должны разместить в соответствии с результатом последнего задания на доске, в месте, приготовленном для коллажа.

Учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что политический спектр ЛФ очень своеобразно отразился и в цветовом спектре.

Далее учитель предлагает учащимся в группах на основе уже полученной информации попытаться выявить функции партий в обществе, но с условием: каждая группа оглашает одно направление деятельности, и называемая функция не должна повторяться.

Учитель корректирует формулировки и в заключение этого этапа работы предлагает сверить полученный результат со схемой на слайде № 5.

6. Изучение 3-го вопроса.

Учитель возвращает внимание учащихся к коллажу на доске, говоря о том, что в нашем маленьком государстве уже 5-6 партий, и обсуждение показало, что отношения между ними различны.

Подобная совокупность партий и взаимосвязи между ними образуют партийную систему.

Учитель рисует фигурную скобку, наглядно показывая партийную систему Лицейской федерации.

Затем учащимся предлагается прослушать учителя и ответить после обсуждения на вопрос:

“Какой тип партийной системы вы бы выбрали для своей гипотетической страны?”

Мнение группы необходимо обосновать, поэтому учитель рекомендует ученикам заполнить оценочную таблицу:

Типы партийных систем достоинства недостатки
Монопартийная
Двухпартийная
Многопартийная

Материал для учителя.

Обычно в конкретной стране существует несколько партий. Количество партий в конкретной стране является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, традиций, экономического развития, социальной структуры и т.д.

По количественному критерию выделяют (внимание на слайд № 6)

1) однопартийную систему, где существует одна монопольно властвующая партия. Обычно эта система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Примером может служить партийная система в бывшем СССР с Коммунистической партией. Монопартийная система обладает рядом достоинств. Среди них наиболее важными являются способность интегрировать социальные группы, гармонично сочетать различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако однопартийная система страдает и рядом серьезных недостатков. Отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс;

2) двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух, наиболее влиятельных. Так, классическим примером двухпартийной системы является Великобритания с чередованием у власти лейбористской' и консервативной партий. Хотя в стране существуют и социал-демократическая, и коммунистическая, и другие партии, однако их влияние на общество очень ограниченно; Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Однако двухпартийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии;

3) многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску компромиссов (лат. compromissum - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок), поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Примером многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии более 20 и т.д. Но недостатком подобной системы является длительность принятия властных решений, подчас жизненно важных для общества, а также постоянная политическая нестабильность в силу столкновения множества интересов.

Учитель организует обсуждение выполненного задания.

7. Изучение 4-го вопроса.

Учитель напоминает ученикам, что, став сегодня гражданами гипотетического государства, они не перестают быть гражданами своей Родины - Российской Федерации.

Он предлагает учащимся в группах изучить раздаточный материал № 3 (приложение 3) ,материалы периодической печати и спрогнозировать направления и результаты эволюции партийной системы нашей страны, выбрав один вариант ответа из предложенного учителем списка.

Приветствуется защита учащимися своей позиции.

8.

Учитель, возвращаясь к проблеме урока, предлагает учащимся, используя схему

“ Место политических сил в структуре взаимоотношений “государство-общество” (слайд № 7), подвести итоги урока в виде синквейна.

9.Учитель оценивает деятельность учащихся, формулирует домашнее задание: п.16.4,используя таблицу типологии политических партий и раздаточный материал №4 (приложение 4), провести классификацию партий Российской Федерации

Использованная литература:

  1. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник. - М.,2001.
  2. Лозанский Э.Д., Муштук О.З. Общество. Власть. Политика: Учебное пособие по курсу “Политология” для системы открытого образования, - М.: МЭСИ, 2003 .
  3. Мухаев Р.Т.Политология.10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.,1997
  4. Политология: Курс лекций. Под ред. Марченко М.Н. -М.,1997.