Цель урока: сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.
Задачи урока:
образовательные:
1) рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий;
2) изучить сущность и типологию партийных систем;
3) сделать анализ современной партийной системы в РФ и её эволюции;
4) продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;
развивающие:
1) закрепить умение ставить и формулировать проблему;
2)продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;
3) способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;
воспитательные:
1) стимулировать мотив к поиску новых знаний;
2) способствовать формированию толерантного мышления;
3) воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.
Тип урока: урок изучения нового материала (2 часа).
Технология урока: урок – педагогическая мастерская (технология французских демаршей).
План урока:
Оборудование урока:
1) мультимедийная презентация и оборудование,
2) раздаточные материалы №1 , №2 , №3, №4 (см. приложение 1, 2, 3,4),
3) СD-диск с записью современной молодёжной музыки,
4) заготовка на доске коллажа,
5) 6 цветных ватманов, маркеры,
6) таблички с названиями социальных групп,
7) цветные карточки (6 видов),
8) индуктор “свобода.
Перед уроком, заходя в класс, учащиеся берут цветные карточки и размещаются за столами с обозначенным цветом.
Организационный момент, во время которого учитель включает динамичную современную молодёжную композицию.
Учитель: Приветствую вас, славные граждане славного государства - Лицейская федерация!
Мы знаем, что от первых шагов в деятельности любого государства зависит многое в его истории, в жизни его граждан. Я предлагаю вам тоже сделать этот первый шаг - за 1 минуту сформулировать первую статью конституции вашего государства.
Учащиеся работают в группах, выполняя задание.
Заслушиваем варианты ответов, среди которых ключевым обязательно будет слово “демократия”.
В ходе последующего обмена мнениями вспоминаем, что такое демократия и её признаки.
Оттолкнувшись от того, что важнейшим признаком демократии является наличие плюрализма мнений, свобода слова, собраний независимо от рода деятельности, социального положения и статуса, учитель просит учащихся назвать социальные группы и обозначить структуру общества созданного государства (ведь социальные группы: классы, страты, классовоподобные группы - есть в любом обществе и государстве)
Учитель расставляет таблички с названиями социальных групп в соответствии с цветом:
примерно, следующим образом,
(Возможны иные варианты)
Каждый ученик, таким образом, получил определённую роль, которую должен будет реализовать на уроке. Учитель предупреждает, что это перенесение продлится лишь 2 урока, и, по прошествии данного времени, все ученики вернутся к своему реальному настоящему. Наиболее активные представители социальных групп во время работы на уроке получают призовые “плюсы”.
Учитель далее указывает на то, что каждая социальная группа имеет свои интересы в обществе и в общественной деятельности,
Учитель даёт задание группам: сформулировать в 3-х понятиях и зафиксировать на ватмане интересы своей социальной группы, а затем объяснить выбор.
Учащиеся выполняют задание, при реализации которого происходит распределение ролей и выявление лидера.
Учитель далее говорит, что формы реализации интересов социальных групп тоже бывают разными:
- реальными (открытыми): проведение акций, создание партий,
- латентными (скрытыми): лобби (организация давления), заинтересованные группы.
Учащиеся выполняют следующее задание: им необходимо обсудить информацию и выбрать приемлемую для себя форму реализации своих интересов, обосновать выбор.
Как правило, выбор падает на первый вариант действий в виде создания партий.
Учитель комментирует: действительно, давно уже было замечено, что организованные действия более эффективны, чем индивидуальные устремления, а партии являются одними из наиболее влиятельных сил, открыто действующих в обществе.
Учитель далее предлагает учащимся сформулировать проблему урока, исходя из его темы (показать слайд 1), корректирует формулировку, которая фиксируется в тетради.
Возможный вариант: В чём состоит роль и значение партий в процессе движения общества к прогрессу и стабильности, в процессе реализации прав и интересов человека?
Могут быть предложены и иные, но схожие варианты.
Учитель даёт небольшую справку (можно выбрать необходимую информацию из следующего текста):
Политические партии в их современном смысле возникли сравнительно недавно - во второй половине XIX в. Сам же термин “ партия” (от греч. part - часть чего-либо) начал использоваться задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения и стремились влиять ради их осуществления на власть.
В историческом процессе формирования партий как политического института М. Вебер выделил три этапа:
первый - этап существования партий как аристократических группировок;
второй - этап существования партий как политических клубов;
третий - этап современных массовых партий (показать слайд №2)
Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями. Философ упоминал о партиях жителей гор, равнин и прибрежной части города Афин. Они представляли собой временные объединения для поддержки какой-либо личности. Группируясь вокруг конкретного политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей. Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов, опиравшихся на свои клиентеллы.
Партии в современном понимании начали формироваться с XVII в. в Великобритании в результате споров о наследовании трона после смерти королевы Елизаветы Тюдор, не имевшей прямых наследников. Яков 1 Стюарт (1603-1625) и Карл 1 Стюарт (1625-1649) в своем правлении полагались на “божественный характер” монархической власти, которая, по их мнению, не может быть ограничена никем. Однако такого мнения придерживались далеко не все в английском обществе. Борьба по поводу границ королевской власти привела к тому, что Карл 1 распустил парламент. С 1628 по 1640 г. парламент в Великобритании постепенно перестал существовать. Возникли две партии, из которых одна выступала за королевскую власть, ее члены называли себя кавалерами (это были предшественники нынешних консерваторов), а вторая партия – “круглоголовые” - выступала за парламентарную форму правления и защищала интересы буржуазии и нового дворянства. Она стала предшественницей либеральной партии современной Англии.
На начальных этапах отношение к обеим партиям было негативным, поскольку, защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его и служили источником конфликтов. По замечанию А. Токвиля, “партии есть неизбежное зло свободных правительств”.
Поэтому в период формирования первых политических партий в Великобритании (тори и вигов) английские мыслители начали готовить общественное мнение к положительному восприятию партий. Первоначально партиям было предписано выражать национальные интересы. Английский мыслитель Э. Берк (1729-1797) отмечал, что “партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального Интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию”.
Нарастающая дифференциация интересов различных групп буржуазного общества обусловила изменение первоначальной функции представительства общенациональных интересов и превратила партии в механизм выражения групповых предпочтений. Появление партий как новой политической реальности превратило политическую борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп, которые находятся в сложных отношениях соперничества и союза. Все три этапа процесса формирования партий, указанные М. Вебером, прошли лишь английские партии - виги (либеральная) и тори (консервативная). История политических партий в других странах значительно короче.
Так, Демократическая партия США оформилась в 1828 г., в первой половине XIX в. представляла интересы плантаторов Юга и части торгово-банковских кругов. У истоков партии стоял Т. Джефферсон, третий президент США. По своей идеологической направленности демократы были классической либеральной партией, которая придерживалась той точки зрения, что npавительство должно как можно меньше вмешиваться в жизнь граждан. Однако к середине ХХ в. философия партии заметно изменилась. Уже при Ф., Рузвельте (1933-1945 гг.) и Л. Джонсоне (1963-1969 гг.)
Демократы на практике расширили границы вмешательства государства в дела гражданского общества, усилили регулятивные функции государства и способность его предотвращать социальные конфликты и поддерживать баланс интересов в обществе.
Вторая партия США - Республиканская, была основана в 1854 г. при непосредственном участии президента А. Линкольна (1861-1865 гг.). В период создания она объединяла сторонников капиталистического развития страны и выражала интересы промышленной буржуазии Севера. Идеологическая доктрина партии была основана на требованиях минимального вмешательства государства в дела гражданского обществa, уменьшения налогов, нарaщивания военной мощи.
В современной Америке обе партии стремятся выражать интересы как можно более широкого круга лиц. При стирании различий в социальной опоре партий, они отличаются друг от друга: демократы (либералы) активно сотрудничают с профсоюзами, отражают интересы интеллигенции, среднего класса, национальных и религиозных меньшинств. Республиканская партия выражает интересы предпринимателей, фермеров, военных, интеллектуалов. Политическая идеология партии - неоконсерватизм.
Учитель далее, демонстрируя слайд №3,называет причины возникновения партий:
Причины возникновения партий по М.Дюверже:
Учащимся предлагается, исходя из выявленных интересов своей социальной группы, определить возможную причину возникновения своей партии, которая записью или цифрой фиксируется на ватмане.
Учитель указывает, что далее необходимо прежде, чем приступить к созданию партии, более глубоко узнать, что это такое, каковы признаки партии.
Учащиеся получают задание : в течение 1-2 минут сравнить два определения понятия “политическая партия” и выделить в них наиболее существенные признаки современных партий (раздаточный материал № 1) См. приложения.
Ответы учащихся заслушиваются.
Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали американские политологи Дж. Лапаломбара и М.Вейнер (показать слайд № 4)
Учитель замечает, что в рамках урочной деятельности невозможно реализовать все указанные признаки, поэтому каждая группа в ходе обсуждения в течение 5-7 минут реализует 3 организационных момента:
1) разработает идеологию партии в виде 3 программных лозунгов (что такое идеология?)
2) выберет название партии в соответствии с выбранной позицией,
3)определит лидера, указав на критерии выбора.
Учащиеся полученный результат фиксируют на ватмане и оглашают, отвечая на возникшие вопросы.
Учитель далее обращает внимание, что спектр политических партий даже в совсем маленьком государстве ЛФ достаточно широк, мир же политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны, но имеют целью более глубокое проникновение в их природу и возможности. Общепризнанной является классификация М Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни.
Учащимся предлагается выполнить задание по раздаточному материалу № 2: найти место своей партии в классификации при помощи предлагаемых комментариев (см. приложения №2). Результат фиксируется на ватмане.
Готовый проект учащиеся должны разместить в соответствии с результатом последнего задания на доске, в месте, приготовленном для коллажа.
Учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что политический спектр ЛФ очень своеобразно отразился и в цветовом спектре.
Далее учитель предлагает учащимся в группах на основе уже полученной информации попытаться выявить функции партий в обществе, но с условием: каждая группа оглашает одно направление деятельности, и называемая функция не должна повторяться.
Учитель корректирует формулировки и в заключение этого этапа работы предлагает сверить полученный результат со схемой на слайде № 5.
Учитель возвращает внимание учащихся к коллажу на доске, говоря о том, что в нашем маленьком государстве уже 5-6 партий, и обсуждение показало, что отношения между ними различны.
Подобная совокупность партий и взаимосвязи между ними образуют партийную систему.
Учитель рисует фигурную скобку, наглядно показывая партийную систему Лицейской федерации.
Затем учащимся предлагается прослушать учителя и ответить после обсуждения на вопрос:
“Какой тип партийной системы вы бы выбрали для своей гипотетической страны?”
Мнение группы необходимо обосновать, поэтому учитель рекомендует ученикам заполнить оценочную таблицу:
Типы партийных систем | достоинства | недостатки |
Монопартийная | ||
Двухпартийная | ||
Многопартийная |
Материал для учителя.
Обычно в конкретной стране существует несколько партий. Количество партий в конкретной стране является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, традиций, экономического развития, социальной структуры и т.д.
По количественному критерию выделяют (внимание на слайд № 6)
1) однопартийную систему, где существует одна монопольно властвующая партия. Обычно эта система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Примером может служить партийная система в бывшем СССР с Коммунистической партией. Монопартийная система обладает рядом достоинств. Среди них наиболее важными являются способность интегрировать социальные группы, гармонично сочетать различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако однопартийная система страдает и рядом серьезных недостатков. Отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс;
2) двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух, наиболее влиятельных. Так, классическим примером двухпартийной системы является Великобритания с чередованием у власти лейбористской' и консервативной партий. Хотя в стране существуют и социал-демократическая, и коммунистическая, и другие партии, однако их влияние на общество очень ограниченно; Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Однако двухпартийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии;
3) многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску компромиссов (лат. compromissum - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок), поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Примером многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии более 20 и т.д. Но недостатком подобной системы является длительность принятия властных решений, подчас жизненно важных для общества, а также постоянная политическая нестабильность в силу столкновения множества интересов.
Учитель организует обсуждение выполненного задания.
Учитель напоминает ученикам, что, став сегодня гражданами гипотетического государства, они не перестают быть гражданами своей Родины - Российской Федерации.
Он предлагает учащимся в группах изучить раздаточный материал № 3 (приложение 3) ,материалы периодической печати и спрогнозировать направления и результаты эволюции партийной системы нашей страны, выбрав один вариант ответа из предложенного учителем списка.
Приветствуется защита учащимися своей позиции.
Учитель, возвращаясь к проблеме урока, предлагает учащимся, используя схему
“ Место политических сил в структуре взаимоотношений “государство-общество” (слайд № 7), подвести итоги урока в виде синквейна.
9.Учитель оценивает деятельность учащихся, формулирует домашнее задание: п.16.4,используя таблицу типологии политических партий и раздаточный материал №4 (приложение 4), провести классификацию партий Российской Федерации
Использованная литература: