Тема: Дворцовые перевороты
Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Дать представление о насущных общественных проблемах.
Задачи урока:
Оборудование:
Используемые компьютерные программы: Power Point для повышения познавательного интереса учащихся и наглядного отображения материала.
Ожидаемый результат:
ХОД УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (мин.) | |||||||||||||||||
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся. Психологическая установка на работу. | 1 | ||||||||||||||||||
2 | Мотивационная часть урока |
Вспомните указ о престолонаследии, изданный Петром I в1722 г.
1. В чем необычность ситуации, описанной в документе?
«Зловещим местом был град Санкт-Петербург, столица новоявленной миру Российской империи, в январе 1725 года…В жалких лачугах поселилось тяжкое ожидание. Во дворце, надежно окруженном гвардейскими полками, умирал первый император Всероссийский, Отец Отечества, царь Петр Великий, которого, впрочем, и современники, и потомки нередко именовали «Окаянным».
Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшее государя?
«В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренилось, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой – в особенностях той среды, которая управляла делами». С. Ф. Платонов [3] Вопросы: 1. О каком историческом периоде идет речь? Что вам известно об этом периоде? 2. Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока? Приложение 1 (презентация)
| Дети отвечают на вопрос. Слушают и отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Учащиеся получают документ, читают его и отвечают на вопросы.
Записывают тему в тетрадь. | 1
4
1
4
1 | |||||||||||||||||
3 | Основное содержание урока |
Дворцовые перевороты 1725–1762 гг.
| Выполняют задание в тетради. Сравнивают свои записи с текстом слайда.
Читают материал учебника и выполняют задание.
Отвечают на вопрос. | 5
10
3
30
12 | |||||||||||||||||
4 | Рефлексия | – Что узнали на занятии? – Что вам понравилось на уроке, что запомнилось? – Можете ли вы объяснить, что такое дворцовый переворот? – С какими новыми терминами вы познакомились? – Что вы можете рассказать об особенностях правления монархов периода дворцовых переворотов? | Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. | 5 | |||||||||||||||||
5 | Домашнее задание | 1. Прочитать §20–21, 22 2. Ответить на вопросы к §§ и к документам. 3. Выучить новые термины. 4. Написать мини-сочинение «Мне симпатичен (на) или (не) симпатичен (на)…». | Записывают домашнее задание. | 3 |
Используемая литература:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России конец XVI–XVIII век. М., Просвещение, 2004, с. 146–163.
2. Тайна январской ночи А. Толстиков //Предупреждение №1, 2003, с. 7.
3. Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII века. М., Вако, 2001, с.115.
4. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. М., Экзамен, 2006, с. 211.