Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок истории в 7-м классе по теме Дворцовые перевороты

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 670

Титова Евгения Николаевна, учитель

Тема: Дворцовые перевороты

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Дать представление о насущных общественных проблемах.

Задачи урока:

Оборудование:

Используемые компьютерные программы: Power Point для повышения познавательного интереса учащихся и наглядного отображения материала.

Ожидаемый результат:

ХОД УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин.)

1 Организационный момент Приветствует учащихся. Психологическая установка на работу.

1

2 Мотивационная часть урока
  • Задает вопрос классу:

Вспомните указ о престолонаследии, изданный Петром I в1722 г.

  • Задает вопрос к документу:

1. В чем необычность ситуации, описанной в документе?
2. Как вел себя А. Д. Меньшиков? Почему?

  • Зачитывает документ:

«Зловещим местом был град Санкт-Петербург, столица новоявленной миру Российской империи, в январе 1725 года…В жалких лачугах поселилось тяжкое ожидание. Во дворце, надежно окруженном гвардейскими полками, умирал первый император Всероссийский, Отец Отечества, царь Петр Великий, которого, впрочем, и современники, и потомки нередко именовали «Окаянным».
Кучками теснятся во дворце сенаторы, генералы, всех Коллегий чины, гвардейские и морские офицеры. Не решаются присесть, бросая друг на друга подозрительные взгляды. Что день грядущий готовит, кто сядет на престол, где завтра окажешься – в опале или милости? Лихорадочно проигрываются в уме варианты и комбинации. Что и говорить, нелегкое это дело – быть царедворцем…Здесь и близкие царя. Опухшее от слез лицо императрицы Екатерины Алексеевны, потерявшей сон и покой. От нее не отходит светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Шепчет на ухо, уговаривает, убеждает: «Тебе царствовать, боле некому!»
Лицо Петра сводит судорога, начинается новый приступ. От криков больного, слышных во всем дворце, придворные жмутся, втираются в стены, как будто становясь даже меньше ростом. Боли отпускают царя, он требует бумагу. Некогда могучая рука из последних сил выводит еле различимые слова: «Все отдать»… Перо выпадает из разжавшихся, ныне бессильных пальцев. Царь едва слышно произнес несколько слов, присутствующие разобрали: зовет любимую дочь Анну. Ее долго ищут, она бежит по коридорам к отцу, но Петр уже потерял сознание. На следующий день, 28 января 1725г., так и не оставив наследника престола, умер преобразователь России, император Петр I». [2]

  • Задает вопрос классу:

Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшее государя?

  • Учитель предлагает учащимся прочитать документ и ответить на вопросы к нему:

«В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренилось, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой – в особенностях той среды, которая управляла делами».

С. Ф. Платонов [3]

Вопросы:

1. О каком историческом периоде идет речь? Что вам известно об этом периоде?

2. Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?

Приложение 1 (презентация)

  • Показывает слайд №1 с целью фиксации учащимися темы урока.
Дети отвечают на вопрос.
Слушают и отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Учащиеся получают документ, читают его и отвечают на вопросы.

Записывают тему в тетрадь.

1

4

1

4

1

3 Основное содержание урока
  • Задание: На доске написан термин «дворцовый переворот» и ряд слов. Запишите их себе в тетрадь, подчеркните те, которые отражают термин «дворцовые перевороты» и сложите из этих слов определение понятия

Слова: власть, смена, народ, дворянство, гвардейские полки.

  • Показывает слайд №2 для того, чтобы дети сравнили свои записи в тетради с текстом слайда.

  • Задание: Запишите причины дворцовых переворотов, используя материал учебника (§20–21 п. 1).[1]

  • Чертит на доске «шапку» таблицы:

Дворцовые перевороты 1725–1762 гг.

Императоры Годы правления Фавориты

Внутренняя политика

Внешняя политика
По отношению к дворянству По отношению к крестьянству В области промышленности

  • Задает вопрос: Кого называли фаворитами?

  • Показывает слайды № 3–8 с целью знакомства с монархами периода дворцовых переворотов и заполнения таблицы.

  • Задание: Подчеркните одной чертой имена монархов, занявших престол законным путем, двумя чертами – путем переворота.

  • Задание: Выполните тест (Приложение 2)
Выполняют задание в тетради. Сравнивают свои записи с текстом слайда.

Читают материал учебника и выполняют задание.
Чертят таблицу в тетрадь.

Отвечают на вопрос.
Выступают с сообщениями о монархах. На основе этих сообщений заполняют 6 колонок таблицы (последняя заполняется на следующем уроке).
Выполняют тест.

5

10

3

30

12

4 Рефлексия – Что узнали на занятии?
– Что вам понравилось на уроке, что запомнилось?
– Можете ли вы объяснить, что такое дворцовый переворот?
– С какими новыми терминами вы познакомились?
– Что вы можете рассказать об особенностях правления монархов периода дворцовых переворотов?
Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы.

5

5 Домашнее задание 1. Прочитать §20–21, 22
2. Ответить на вопросы к §§ и к документам.
3. Выучить новые термины.
4. Написать мини-сочинение «Мне симпатичен (на) или (не) симпатичен (на)…».
Записывают домашнее задание.

3

Используемая литература:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России конец XVI–XVIII век. М., Просвещение, 2004, с. 146–163.
2. Тайна январской ночи А. Толстиков //Предупреждение №1, 2003, с. 7.
3. Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII века. М., Вако, 2001, с.115.
4. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. М., Экзамен, 2006, с. 211.