Учитывая комплексный характер интеграции информационно-коммуникационных технологий в процесс формирования грамматических навыков речи, преподаватель вынужден пересмотреть собственную деятельность и выстроить совместную со студентами деятельность по достижению намеченных целей обучения. Процесс алгоритмизации должен быть перенесен с зоны овладения учебным материалом студентом на зону организации педагогической деятельности. В связи с использованием ИКТ в учебном процессе преподаватель должен пересмотреть структуру учебного материала, организационно-методического и инструментального обеспечения, разработать новые формы учебной деятельности. Подобная стратегия педагогической деятельности позволяет добиться перевода обучающегося в режим творческого развития, задействуя механизмы формирования его личностных «само», технологизировать управление учебным процессом, эффективно собирать и перерабатывать информацию [5,51].
При использовании ИКТ диалог с обучающимися может осуществляться двумя основными способами:
Очевидно, что эффективность компьютеризованной деятельности зависит от ряда психологических переменных (мотивы деятельности, установки, эмоции, процесс понимания, другие индивидуальные психологические и физиологические особенности студентов), а сформированность мотивационной сферы является необходимой предпосылкой успешности учебной деятельности. Источниками мотивации при использовании ИКТ является наличие продуманной обратной связи, посильности выполнения заданий и их занимательный аспект.
Основная психолого-педагогическая задача при обучении студентов состоит в том, чтобы внешними средствами сформировать внутренние процессы восприятия, памяти, сознания, воли, необходимые для решения определенных задач. Внешнее воздействие достигается лишь тогда, когда учитываются индивидуальные и возрастные особенности личности студента, ее реальные возможности.
Анализ научных исследований и опыт практической работы в ссузе определил ряд организационных условий, при которых использование ИКТ целесообразно. Представим учебную инфраструктуру в виде функционально-ориентированных зон [4, 52]:
Зона предметного обучения представляет собой традиционный учебный кабинет, оснащенный учебным оборудованием, средствами технического обеспечения обучения, литературой и средствами наглядности по предмету.
Данная зона используется для организации обучения и внеклассной работы по английскому языку, на которых идет подготовительный этап (урок, серия уроков) или завершающий (обобщающий) этап (урок, серия уроков) с использованием любого элемента ИКТ. Опыт показывает, что проведение одного учебного занятия в разных помещениях неэффективно, т.к. переход из одной аудитории в другую занимает для организации определенное количество времени.
Зона предметного обучения с применением компьютерных технологий - учебный кабинет, оснащенный персональными IBM-совместимыми компьютерами и компьютерной техникой, необходимым УМК, программным обеспечением учебного процесса.
В этом кабинете целесообразно проводить уроки и занятия с использованием компьютерных обучающих, тренировочных, контролирующих и комбинированных программ. Организация рабочих мест позволяет варьировать режим работы (урочная и внеурочная деятельность), а также реализовывать различные организационные формы обучения:
Зона предметного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий представляет собой Интернет-классы с узлом Интернет-связи (опорной точкой доступа к глобальной информационной сети), обеспечивающий широкий доступ к мировым и отечественным информационным и общешкольным ресурсам. Особое внимание должно быть уделено разработке и созданию методических условий внедрения ИКТ в учебный процесс.
Общеизвестно, что «содержание учебного аспекта составляют те речевые умения, которыми должен овладеть учащийся как средствами общения, говорение, аудирование, чтение и письмо, а также само умение общаться» [3. 38]. В свою очередь, каждое умение включает в себя определенные навыки, которые становятся объектами обучения.
Поэтому формирование грамматического навыка происходит в процессе работы над видами речевой деятельности, а также другими аспектами языка. При автоматизации обучения компьютер начинает оказывать решающее влияние на формирование позитивного отношения к учению только при работе студентов с эффективными компьютерными программами. Такие программы предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность для студента самому выбрать темп обучения, наличие игровых моментов, различные способы предъявления иллюстративного материала и т.п. Выбор данных программ по обучению грамматике обусловлен методически обоснованными способами организации и предъявления учебного материалам, эргономическими параметрами, принципами компьютерного дизайна, психолого-гигиеническими нормами, правилами презентации учебного материала, а также законам зрительного восприятия [1. 72].
Изучение дидактических, физиолого-гигиенических и эргономических требований, которые предъявляются к технике, используемой в учебном процессе в России, показало, что не все компьютеры отвечают нормативным показателям. Так, по оценке зарубежных исследователей, непродуманно длительное общение с дисплеем вызывает утомление глаз, боли в спине и голове, нарушение моторных функций, глазодвигательной координации, ослабление внимания и т.п. Наиболее оптимальным временем работы студента с компьютером при выполнении учебной задачи, по наблюдениям психологов, является 20-25 минут; при сеансе свыше этого времени наблюдается снижение активности, уменьшается частота сердечных сокращений и др.. Обращают на себя внимание результаты исследований самочувствия студентов при обучении в дисплейном классе, проводимых И.А.Смолянниковой [6]: большое количество жалоб на утомление отмечалось у студентов, для которых работа на компьютере неинтересна - 61%, в то время как для заинтересованных студентов жалоб меньше - 46,5% случаев. Эти данные еще раз подтверждают необходимость обеспечения интереса к выполнению языковых упражнений и на его основе мотивации обучения.
Прежде, чем решить вопрос включения того или иного компьютерного средства обучения (КСО) для обучения грамматической стороне речи английского языка в учебный процесс, следует провести его экспертную оценку с привлечением всех преподавателей, работающих не только в той группе, где планируется использование данной программы, но также преподавателей предшествующего и последующего уровней для обеспечения преемственности обучения.
Экспертная оценка КС О:
I. Содержательный аспект.
II. Технический аспект:
III. Санитарно-гигиенический аспект:
Существующие отечественные и зарубежные компьютерные программы представляют собой программы, узко направленные на работу над грамматическим аспектом языка, а также целые учебные курсы или УМК со встроенным грамматическим модулем, в целом данные программы направлены на работу над всеми видами речевой деятельности и аспектами языка.
Перейдем к рассмотрению программы, которые направлены на формирование и актуализацию грамматического навыка. Структурность этих программ условно можно разделить на две группы: программы, построенные по принципу введения теоретического материала, его тренировку на основе интерактивных упражнений и актуализацию, а также программы, направленные на тренировку данного навыка в сочетании с учебным печатным пособием, причем тренировочный характер упражнений отнюдь не исключает содержательную, речевую, социокультурную ценность заданий. К программам первой группы можно отнести "The Grammar Rom" (Intermediate), "The FCE Grammar Rom" (Upper intermediate language study and FCE preparation), "The FCE Grammar Rom Specimen Exams" I.Freebairn, H.Rees-Parnall, "Focus on Grammar CD-Rom" (Basic — Advanced levels) издательства «Longman»; второй группы — "Essential Grammar in Use" R.Murphy (Elementary to lower intermediate), "English Grammar in Use" R.Murphy (Intermediate to upper intermediate) издательства Cambridge University Press, "Round-up. English Grammar Practice. Exercises and games to practise your English" (Starter -Level 4) издательства «Longman» и др. Интерактивность программ позволяет реализовать еще один этап обучения данному аспекту языка — выход в речь изучаемого материала. Для регистрации результатов выполнения всех заданий (с учетом повторного выполнения упражнений) были разработаны индивидуальные карты прохождений программы - журналы. Они представляют собой подробную схему всех тем, заданий и поощрительных игр. Подобные журналы служат не только для регистрации пройденных тем, а также для составления тематического планирования прохождения программы. Инструментальные функции интерактивных программ состоят в принятии, запоминании и распознавании ответа обучаемого, а также оценка успешности путем сравнения его с вариантом правильного ответа, заложенного в память. В окне итогов студент может не только узнать свой результат, но также познакомиться с правильным вариантом ответа. В случае низких показателей у студента есть возможность еще раз вернуться к пройденной теме данного или предшествующего уровня. Подсчет результатов ведется с помощью процентов. Это имеет ряд преимуществ перед традиционной пятибалльной системой. При выполнении каждого задания студент самостоятельно заносит результаты его выполнения в соответствующую графу журнала, а программа фиксирует их во встроенном журнале. Во время выполнения тренировочных упражнений студенты имеют возможность:
Эффективность повышения обученности студентов зависит от оптимального согласования индивидуальных предпосылок (уровень усвоения материала, направленность интересов личности т.д.) с требованиями и способами организации учебного процесса.
Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении грамматической стороне речи, следует выделить следующие направления как наиболее эффективные:
Для преподавателя
Широкое непосредственное общение с носителями языка и свободный обмен мнениями с партнерами естественным образом стимулируют мощную мотивацию к овладению иностранным языком, способствуют приобретению разнообразных языковых умений и навыков. Общение с носителями языка, даже телекоммуникационное, вовлекает обучаемого в языковую предметно-
коммуникативную деятельность, обеспечивая тем самым наиболее благоприятные условия для ее эффективного освоения. Обучение через компьютерные телекоммуникационные сети позволяет учащимся входить в общение с реальным партнером-носителем языка и изучать иностранный язык, находясь в реальной жизненной ситуации общения, не выдумывая и не создавая ее, т.е. в процессе обучения через компьютерные телекоммуникационные сети возникает возможность включения иностранного языка непосредственно в предметно-коммуникативную деятельность.
Список литературы