Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Проектно-исследовательская деятельность – путь к современному развитию творческого потенциала личности школьника

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 172

Троицкая Елена Ивановна, учитель информатики

Стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий в результате научно-технического прогресса оказывает возрастающее влияние на изменение во всех сферах общественной жизни: науке, культуре, образовании. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства. Появление учебных заведений нового типа, ориентированных на личность ребенка, таких как гимназии, лицеи, колледжи, центры образования, связано с повышением качества образования.

Введение стандартов ставит перед нами задачу повышения качества даваемого обучающимся образования.

В настоящее время наиболее популярным и перспективным методом обучения является проектная деятельность, позволяющая обобщить ранее полученные знания, умения и навыки, применить их на практике и раскрыть творческие возможности учащихся. Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет приобрести навыки технологии работы с информацией, со справочными и литературными источниками, обучить самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к самоорганизации, сформировать навыки проведения исследований, навыки работы и делового общения в группе, развить инициативу учащегося, а главное – повысить качество получаемого учащимися образования.

Так, в учебный мультимедийный проект могут входить рисунки, аудио– и видеозаписи, различные тексты, т.е. разные виды информации, для обработки которых необходимо научиться работать с новыми программными продуктами. Для успешной реализации проекта необходимо обратить внимание на выбор темы и на цели, которые решаются учащимися самостоятельно. Если тема проекта интересна и в дальнейшем разработанный проект будет использован на уроках, т.е. найдет свое практическое применении, то учащиеся будут работать над проектом с большей отдачей.

В нашей школе метод проектов используется на протяжении 12 лет, он позволяет не только повысить интерес у учащихся к изучению предмета, но и используется как метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся. Наиболее интересные проекты школьники старших классов демонстрируют и защищают на неделе информатики перед младшими, тем самым передавая свой опыт младшим и подготавливая их для создания и разработки своих собственных проектов.

Наши проекты занимали призовые места на окружных и городских олимпиадах: проект “Электронное пособие по природоведению 5 класс” 3 место в номинации “Образовательный проект” на XVII Московском конкурсе проектов в МИОО, 2009 год; проект “Безопасность информации” 2 место в открытом межрегиональном сетевом конкурсе проектов 2010 год; проект “Экология города Москвы” получил диплом 3 степени на III этапе Всероссийской Олимпиады школьников, проект “Семь чудес нашего края” стал финалистом проектно-исследовательских работ межрегионального конкурса, проект учеников 4 класса в 2009 году “Город будущего” занял 2 место на окружной олимпиаде.

Созданию этих проектов во многом помогла успешная интеграция информационно-коммуникационных технологий с другими предметные областями, а также, это определение правильного соотношения между образовательными целями двух интегрируемых дисциплин. Понятно, что информационные технологии занимают особое место среди других школьных предметов; с одной стороны, это самостоятельный предмет (технологии), с другой – средство для расширения методических возможностей при изучении остальных предметов. Удачная интеграция ИКТ с другим предметом возможна в том случае, когда методы исследования в этом предмете могут быть реализованы с помощью информационных технологий.

Одной из важнейших проблем школьной информатики остается проблема обоснования содержания этой учебной дисциплины, условия ее общеобразовательной значимости. Повысить значимость информатики и качество знаний по предметам можно, преподавая ее интегративно с другими предметами, при этом решается еще одна существенная проблема – проблема перегрузки детей одночасовыми предметами

В нашей школе не первый год успешно используется метод интеграции информатики с предметами БУП (экономика, экология, ИЗО, технология). В этом году был введен интегративный курс “Природоведения и ИКТ” в 5 гимназическом классе. Мы обратили внимание на возможность использования компьютера на уроках природоведения в 5-м классе. Выбор был определен тем, что на уроках природоведения многие природные процессы фактически рассматриваются в виде моделей, и подобные представления легко реализовать в приложении Microsoft Office – презентации Power Point. При таком выборе можно говорить об определенном совпадении образовательных целей – исследований природных процессов с помощью информационных моделей. Информационные технологии в данном случае используются и как инструмент, и как изучаемый предмет

Проектной деятельностью увлечены сейчас не только ученики старшей и средней школы, но и ученики начальной школы. Разнообразны и интересны темы проектов.

Первые проекты, такие как “Новогодняя открытка” или “Моя любимая сказка”, очень просты и индивидуальны, здесь учащиеся начальной школы приобретают свой первый опыт от постановки задачи до самостоятельной ее реализации. Для создания наиболее сложных проектов используется работа в группах, позволяющая наиболее глубоко и разносторонне работать над проектом и положительно влияющая на качество выполнения проекта. Разнообразные и интересные темы проектов по учебным предметам: “Древний город”, “Животный и растительный мир”, “Русские народные сказки”, “Русский язык”, “Математика” – никого не оставляют равнодушными и заставляют работать над проектом самостоятельно и увлеченно с полной отдачей творческих сил и заниматься поиском, обработкой и получением новой информации. В основу большинства проектов положены идеи о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат по таким предметам, как “Русский язык”, “Математика”, “Естествознание”, “Литература”, “Москвоведение”, благодаря решению практически задач интересных и нужных на данный момент. Законченные работы можно будет не только увидеть, но и использовать в дальнейшем на уроках, а учащиеся, получив и осознав результат первого опыта своей самостоятельной деятельности, будут подготовлены для решения наиболее значимых исследовательских задач, взятых их жизни в старшей школе..

Выполнение учебных проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, воспитать в условиях реальной действительности граждан открытого общества: деятельных, знающих, инициативных, стремящихся к миру и прогрессу, но и существенно повысить качество получаемого детьми образования.