Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Урок по теме Локальная вычислительная сеть. 11-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 262

Самусенко Елена Сергеевна, учитель информатики

Цели.

Обучающие:

- дать представление о способах соединения локальной вычислительной сети: “Звезда”, “Общая шина”, “Кольцо”;

- познакомить учащихся со структурой локальных сетей;

- научить выделению различных типов топологий локальных сетей.

Развивающие:

- развивать у учащихся умение обмена файлами в локальной вычислительной сети;

- прививать учащимся основные приемы работы в сети;

- формировать навыки выделения топологии сети: “Звезда”, “Общая шина”, “Кольцо”;

- развивать внимание, логическое мышление, память: формирование информационной культуры и потребности в приобретении знаний.

Воспитательные:

- прививать интерес к предмету;

- формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности.

Знания:

- знать понятие компьютерных сетей, их виды;

- знать понятие локальной сети, её назначение и организацию.

Умения:

- уметь грамотно определять топологию локальной сети, выявлять недостатки каждой топологии.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация по теме, магнитная доска.

План урок.

I. Организационный момент – 2 минуты.

II. Актуализация знаний – 4 минуты.

III. Объяснение новой темы – 25 минут.

IV. Закрепление нового материала – 8 минут.

V. Задание на дом – 1 минута.

VI. Подведение итогов урока и выставление оценок – 5 минут.

Ход урока

I. Организационный момент: Учитель здоровается, знакомит с темой урока, целями и ходом урока, проверка присутствующих.

II. Актуализация знаний:

1в. Что принято называть каналами связи?

(Каналами связи называют технические средства, позволяющие осуществлять передачу данных на расстоянии, прежде всего к ним относят технические средства связи, использующие для передачи данных на расстоянии. В качестве технических средств передачи информации могут использоваться обычные каналы связи (телефонные, телеграфные, спутниковые и т.д.)).

2в. Назовите основные характеристики каналов связи?

(Основными характеристиками каналов связи являются пропускная способность и помехоустойчивость. Пропускная способность отражает способность канала передавать заданное количество сообщений за единицу времени. Помехоустойчивость задаёт параметр уровня искажения передаваемой информации при её передаче, используют специальные методы, позволяющие сократить влияние шумов).

3в. Какие сетевые протоколы вы знаете?

(Наиболее известным протоколом является протокол управления передачей/ межсетевой протокол (Transmission Control Protocol / Internet Protocol, TCP/IP) – набор протоколов, разработанный для Интернета и ставший его основой. TCP гарантирует, что каждый посланный байт дойдёт до получателя без потерь. IP присваивает локальные IP-адреса физическим сетевым адресам, обеспечивая тем самым адресное пространство, с которым работают маршрутизаторы).

III. Объяснение новой темы. Презентация

Слайд 2: Записать тему урока: “Локальная Вычислительная Сеть”.

Слайд 3: Локальная сеть проектируется как единая распределительная система, в которой приоритет отдаётся требованиям стандартности протоколов и эффективности общественных процедур управления.

Локальная компьютерная (вычислительная) сеть (ЛВС) (LAN – Local Area Network) – это совокупность компьютеров, обладающих возможностью информационного общения друг с другом.

Слайд 4: Любая ЛВС состоит из следующих аппаратных элементов:

  1. компьютеры, между которыми осуществляется связь, и внешние по отношению к ПК устройства, которые могут также входить в состав ЛВС (сетевые принтеры, сканеры, дополнительные “жёсткие” диски, серверы различного назначения и т.п.);
  2. кабели, с помощью которых происходит соединение всех устройств в единую сеть. Это могут быть волоконно-оптические кабели, кабели типа “витая пара”, коаксильные кабели или бескабельные системы передачи информации от одного устройства к другому (инфракрасные источники, Wi-Fi и другие);
  3. узловые устройства, позволяющие локальной сети нормально функционировать (коммутаторы, маршрутизаторы и т.п.).

Слайд 5: ЛВС решает следующие задачи:

а) передача файлов;

б) разделение (совместное использование) файлов данных и программ и координация совместной работы;

в) разделение (совместное использование принтеров и другого оборудования).

Слайд 6: Локальные вычислительные сети бывают одноранговыми и двухранговыми (иерархическими).

Одноранговые сети удобно использовать в небольших организациях, в которых имеется несколько компьютеров. В этом случае все компьютеры могут быть равноправными по своим сетевым функциям и все пользователи могут получать свободный доступ к общим ресурсам других компьютеров. В крупных сетях с большим числом компьютеров организовывают двухранговую (иерархическую) локальную сеть с выделенным более мощным компьютером, который называется сервером. Таких серверов может быть несколько, и выполняют они разные функции. Все остальные компьютеры локальной сети в таком случае являются клиентами или рабочими станциями.

Слайд 7: Кабельные линии связи:

Кабели предназначены для передачи информации по проводным каналам связи. В качестве кабеля используются:

- коаксильный кабель;

- витая пара;

- волоконно-оптический кабель.

Слайд 8: Коаксильный кабель:

Коаксильный кабель представляет собой проводник, заключённый в экранирующую оплётку. Коаксильный кабель самый дешёвый и доступный тип кабеля, но с низкой скоростью передачи информации до 10 Мбит/с. Наиболее распространена была маркировка коаксильного кабеля RG-58.

Слайд 9: Витая пара:

Витая пара представляет собой проводник, свитых попарно и заключённых в общую изолирующую трубку. Такой кабель называется неэкранированной витой парой UTP (Unishield Twisted Pair – неэкранированные скрученные пары). Выпускается и применяется также кабель, называемый экранированной витой парой STP (Shielded Twisted Pairs – экранированные скрученные пары). Применение экранов позволяет снизить уровень помех создаваемых таким кабели, и увеличить помехозащищённость такого кабеля от внешних помех.

Слайд 10: Волоконно-оптический кабель:

Волоконно-оптический кабель позволяет создавать протяжённые участки без ретрансляторов при не достижимой с помощью других кабелей скорости и надежности. Передача информации по волоконно-оптическим кабелям наиболее применима в настоящее время.

Слайд 11: Топология сетей:

Топология локальной сети – это способ организации связи компьютеров ЛВС между собой. Топология определяет требования к оборудованию, типу используемого кабеля, допустимым и наиболее удобным методам управления обменом данных, надёжности работы сети, возможности её расширения. Различают три базовые топологии сети: “шина”, “звезда” и “кольцо”.

Топология “шина” предполагает подключение всех компьютеров к одному проводнику. На обоих концах такого проводника размещаются специальные согласующие устройства, называемые терминаторами. Основные преимущества данной топологии – дешевизна и простота монтажа. К недостаткам относятся сложность локализация места неисправности и низкая надёжность: повреждение кабеля в любом месте приводит к прекращению обмена информацией между всеми компьютерами, входящими в сеть.

Топология “кольцо” - компьютеры последовательно объединены в кольцо. Передача информации в кольце всегда производится только в одном направлении. Каждый из компьютеров передаёт информацию только одному компьютеру, следующему в цепочке за ним, а получает информацию только от предыдущего в цепочке компьютера.

Топология “звезда” предусматривает прокладку для каждого компьютера в сети отдельного кабеля, соединяющего все компьютеры сети по специальным соединительным устройствам, называемыми концентратором. Достоинство данной топологии - высокая надёжность работы сети. Обрыв любого проводника отключает только одного абонента.

IV. Выполнение практической работы “Настройка компьютера для работы с локальной сетью” (Слайды 12-14)

Оборудование: компьютер, выход в сеть Internet.

Цель работы: в этом задании нужно настроить компьютер для работы в сети.

Порядок действия.

Шаг 1: Открыть доступ к компьютеру:

Шаг 2: Операции с файлами:

Шаг 3: Определения уровня доступа к другим компьютерам в сети:

Имя компьютера в сети Имя ресурса, имеющего доступ

V. Задание на дом:

Изучить новый материал. Подготовиться к тесту по теме “Компьютерные сети”.

VI. Подведение итогов урока и выставление оценок:

За урок может быть выставлено 7–10 оценок (за практическую работу).

Использованные источники и литература:

  1. А.В. Кузин “Компьютерные сети: учебное пособие”; Москва, ФОРУМ; ИНФРА – М; 2011 год.
  2. М.С. Цветкова; Л.С. Великович “Информатика и ИКТ, учебник”; Москва; Издательский центр “АКАДЕМИЯ”; 2012 год.
  3. Н. Угринович; Л. Босова; Н. Михайлова “Практикум по информатике и информационным технологиям”; Москва; БИНОМ, Лаборатория знаний; 2004 год.
  4. А.В. Могилёв; Н.И. Пак; Е.К. Хеннер “Практикум по информатике”; Москва; ACADEMA; 2005 год.