Цели занятия:
Оборудование:
Оформление доски:
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер)
В народе говорят: «Семья – это семь Я».
Если крепкие и добрые отношения в семье утвердились, то всем её членам живется хорошо и спокойно. Окружающие люди с уважением относятся к таким семьям. И сейчас и в старину, когда говорили о женитьбе, то всегда обсуждали семью, из которой родом жених и невеста. В народе сложилось, что прежде чем жениться, надо узнать: «доброго ли рода-племени человек». Начало семьи будет хорошее, если молодые из крепких семей с добрыми традициями. Не случайно русское слово брак обозначает «брачити», т.е. отбирать лучшее от худшего. Понятие семья и брак неразрывны.
Семья – это союз людей, основанный на браке и родстве и общей семейной деятельности. Она регулирует сексуальные отношения мужчины и женщины, рождение и воспитание детей, совместное проживание.
Брак – это основа семьи, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, санкционированный государством и обществом.
Государство и общество поощряет браки одобрением и поддержкой. Мы совместно будем анализировать различные правовые источники знаний о семье и обсуждать их главные положения. Обратимся к Основному закону – Конституции РФ 1993 года, статья 38 (учащиеся читают вслух и поясняют). Далее статья 1 Семейного кодекса об основах семейного законодательства РФ (учитель читает и задает вопросы).
Вопросы:
Статьи 11-14 СК РФ. Обсуждение позитивных условий для заключения брака – добровольное согласие мужчины и женщины, достижение брачного возраста; негативные условия, препятствующие заключению брака – состояние в другом браке, близкое родство и состояние усыновления, недееспособность.
Почти все из вас видели, как проходит торжественно церемония заключения брака в ЗАГСе или венчания в церкви. Эти радостные моменты помнят не только муж и жена, но и их родственники и друзья. Красивое начало семейной жизни, все дарят подарки и веселятся, но в семейной жизни всегда будут трудные и печальные моменты. Все это будет успешно преодолеваться, если крепкой будет любовь и дружба супругов. Если люди не были готовы к браку, то семья может разрушиться.
Рассматриваем слайды презентации «Семья» и выясняем причины счастливой и несчастливой семейной жизни. Учащиеся самостоятельно высказывают свои мнения, а учитель подводит итоги, как жить долго и счастливо в семье.
Цифры статистики в РФ не радуют: каждый третий брак распадается. Учитель спрашивает о возможных причинах разводов (беседа).
Развод осуществляется в ЗАГСе, если нет у супругов спорных вопросов и несовершеннолетних детей. И в суде по гражданским делам, если один из супругов не согласен, решается вопрос об алиментах и проживании детей.
С момента регистрации брака у мужа и жены возникают взаимные права и обязанности – личные и имущественные. Личные отношения не имеют экономического содержания и должны решаться по взаимному согласию на основе равноправия и уважения сторон. Речь идет о выборе фамилии супругов, роде занятий и профессии, места жительства и т.д. Имущественные отношения решаются по закону и по брачному договору, если супруги его заключили и заверили у нотариуса. Статья 34 СК РФ говорит о совместном имуществе супругов, а статья 36 о личной собственности каждого из них.
В новом СК РФ дано право договориться по своему выбору, если супруги заключили по поводу имущества брачный договор (учитель обращает внимание на текст брачного договора, поясняет как его заполнять и просит его заполнить дома, обсудив с родителями).
Учащиеся читают вслух статьи 47,54, 56 СК РФ и получают знания о родительских правах и правах детей. Учитель обращает внимание, что права родителей одновременно являются их обязанностями: определение имени, отчества и фамилии ребенка, место жительства, школы и т.д.
Обсуждение права несовершеннолетних детей: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право ребенка на защиту и другие права.
К сожалению, в современной РФ участились случаи лишения родительских прав судом. Учитель задает вопросы о причинах появления таких явлений. Учащиеся высказывают свои мнения, а учитель делает общий вывод. Затем учитель поясняет понятие об алиментных отношениях.
Если дети остались без родителей, то государство устанавливает для них особые формы защиты – усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Самое лучшее для ребенка - это воспитание в семье, где он может получить любовь, заботу, полноценное развитие.
У всех народов мира, во всех моральных и религиозных нормах семья является высшей ценностью. В православной вере наших предков всегда почитали родителей и семейные устои, с этим связывали счастье и долголетие. Великий пример семейной любви: 13 век, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, которые жили счастливо и умерли в один день. Теперь в России 8 июля объявлен государственным праздником семьи и любви. РПЦ прославила их святыми, им молятся православные христиане о даровании семейного счастья.
Учитель предлагает решить тесты по теме «Семья», проверяя, как усвоены на этом занятии основные понятия темы. Благодарит всех за участие в работе и просит выполнить домашнее задание:
Тестирование «Семейное право».
1. Закончите следующее предложение: «Основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения в России, является…»
2. К какому из перечисленных понятий относится следующее определение: «Добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи?»
3. Каков брачный возраст мужчин и женщин в России?
4. Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак?
5. Имущество, нажитое супругами во время брака, является:
6. Брачный договор заключается:
7. Какое имущество семьи подлежит разделу в случае расторжения брака?
8. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?
9. Лишение родительских прав производится:
10. Брак в РФ заключается:
Литература: