Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание биологии

Удивительное рядом

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 215

Блинова Татьяна Анатольевна, учитель химии, биологии

Все мы жители одной планеты Земля. Что мы оставим нашим потомкам? Как будет выглядеть родные и милые с детства места? Каждый сам отвечает на эти вопросы.

Человек прежде всего отличается от остальных видов животного царства тем, что взаимодействует со средой через созданную им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, созидает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. экологические знания нужны каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих мыслителей о создании достойной человеческой среды, обеспечить гармонию с природой. Но это гармония невозможна, если люди настроены враждебно не только к друзьям, товарищам, но и к самым близким – родителям, детям.

Экологическое образование должно быть интегрировано во все области образования охватывать все группы населения, всех частей общества, на всех ступенях образования начиная с дошкольных учреждений и продолжая на уровне школ, техникумов, вузов, и правительства. Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется ЮНЕСКО – организацией по культуре , науке и образованию ООН.

Высшей стадией экологизации сознания является экологическая культура, под которой понимают комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой.

Лосев К.С. и Данилов-Данильян В.И. (1996 г.) утверждают, “что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой, что означает прежде всего следование законам Природы. Человек должен осознавать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы”

Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей среде. Во всем должна прослеживаться единая линия образования и воспитания подрастающего поколения .

Во имя жизни на Земле Человечеству предстоит возродить, сберечь, развить, защитить все основные ценности экологической культуры.

В соответствии с конституцией РФ и законам “Об окружающей среде” граждане обязаны:

  1. соблюдать требования экологического законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды;
  2. не допускать уничтожения или порчи деревьев, кустарников, уничтожения или разорения мест обитания животных или иных организмов;
  3. иметь необходимую экологическую подготовку (для специалистов в области охраны и приумножения природной среды и охраны здоровья людей);
  4. платить налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных мероприятий;
  5. сохранять природные ландшафты и др.

Мне бы хотелось более подробно остановиться на последнем аспекте (обязанностях граждан РФ) и рассмотреть данный вопрос на примере небольшого участка северного Подмосковья.

Слово ландшафт, давно и прочно вошло в бытовой оборот. Родоначальником ландшафтоведения считается академик Л.С. Берг, хотя идея единых природных комплексов просматривается в трудах В.В. Докучаева. В отечественную науку этот термин ввел российский ученый Александр Гумбольд. Под словом ландшафт он понимал” визуально воспринимаемую и эстетически оцениваемую красоту окружающего”.

Происхождение слова “ландшафт” различно, но смысл и свойства практически у всех народов одинаков:

В изучении ландшафтов сложилось несколько подходов: экспедиционный, стационарный, моделирование.

Учитель– энтузиаст, с группой единомышленников может принимать участие в изучении родного края

Свойства ландшафтных территорий.

  1. Компоненты: геологическое строение, рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир. Все компоненты находятся в сложном взаимодействии, образуя единый природный комплекс. Все процессы и круговорот совершается за счет энергии солнца.
  2. Ландшафты самоорганизуются , они стремятся к оптимальному функционированию и закреплению тех качеств, которые необходимы для его выживания.
  3. Ландшафты устойчивы во времени и пространстве. Устойчивость выражается в закреплении вновь приобретенных признаков, улучшающих условия обитания растений и животных.
  4. Ландшафт саморегулирующая система. Однако саморегуляция эффективна в определенных пределах, чаще всего в пределах естественных периодических колебаний, к которым приспособился ландшафт. При высоких нагрузках происходит его разрушение.

Ландшафты подразделяются на группы:

/
Природные
развиваются под действием
природного фактора
/
Антропогенные
развиваются под действием
природного и антропогенного фактора

По последствиям изменения:

/
Культурные
Создает человек
по проектам
/
Акультурные
результат нерациональной
деятельности(отвалы, карьеры)
/
Деградированные
полное разрушение

Функции ландшафтов

  1. Как среда обитания человека и животных
  2. Источник энергии.
  3. Система – определяющая круговорот веществ и энергии.
  4. Как рекреационная система.
  5. Как среда различной деятельности человека.
  6. Источник эстетического воспитания.
  7. Ландшафт как экосистема.

Ландшафты русской равнины неоднократно изменялись, что же представляет сейчас красивейший уголок северного Подмосковья?

Ольявидовская средняя общеобразовательная школа находится в Дмитровском районе Московской области в 28 километрах от г. Дмитрова, примерно в 10 км от слияния двух рек Дубны и Вели, на границе трех районов Дмитровского. Талдомского и Сергиево-Посадского. Рельеф разнообразен – отроги Клинско-Дмитровской гряды , переплетаются с Ламско-Дубненской низменностью Вдоль берегов р. Дубны простирается плоская древнеаллювиально-флювиогляцианальная песчаная заболоченная равнина образовавшая за счет деятельности множества рек (в бассейне р. Дубны 556 рек и речушек общей протяженностью 2453 км) и водно-ледниковых потоков. Густая овражная сеть переплетается с многочисленными ручьями, речушками и родниками

Близость уникального комплекса.

Между п. Константиново (по дороге 20 км) и с. Нушполы находится плоская аллювиальная равнина с высотами 125–135 м, включающая древние террасы р. Дубны и ее пойму, которая сильно заболочена.

На данной территории расположен заказник “Журавлиная родина” с ее охраняемыми территориями:

Не менее живописны берега р. Вели. Она берет свое начало в Сергиево-Посадском районе, является пограничной рекой между Дмитровским и Сергиево-Посадским районом. Если плыть по течению во время разлива (в половодье) то можно любоваться крутым левым берегом с множеством волно-прибойных террас, многообразием растений. животных (встречаются хатки бобров, гнездования птиц). Правый берег пологий с различной луговой растительностью Много интересных ландшафтных комплексов встречается на пути следования туристов: заросли черный ольхи сменяются естественными посадками белоствольных берез, обилием раскидистых ив, участками затопления прибрежных зон.

Кикинское городище, расположено в 1 км к югу от с. Кикино. Данная территория исследовалась археологами Сергиево-Посадского района в 1984–1987 и 1991–1992 годах.

Городище занимает мыс овальной формы на высоком левом берегу р. Вели. Обнаружены четыре основных этапа строительства оборонительных сооружений. На вскрытой площадке обнаружены следы жилищ, хозяйственные постройки, обломки керамической посуды вещи и фрагменты их железа, бронзы, костей, камня. Всего обнаружено 221 находка.

В настоящее время реставрируют церковь с. Кикино. В августе 2009 г. были подняты православные кресты (5) на купола церкви.

3.4. Пойма р. Вели

Подплывая к д. Сихнево, что в 3 км от с. Кикино, встречаем рыболовов – любителей. В тихих заводях обитает щука, уклейка, плотва, окунь, пескари, верхоплавка, лещ.

Плывем вниз по течению. Перед взором туристов открывается огромная речная долина. В половодье граница водного зеркала может доходить до деревенских огородов. От д. Новое сельцо до д. Слободищево открывается огромная гладь рукотворного “озера” т.к в 80-х годах 20 века русло р. Вели было перекрыто плотиной. Уровень воды поднялся на несколько метров. (см. приложение №4). На правом берегу располагается сосновый бор, слева вдоль берега растет ольха , ивы. черемуха, разнотравье (щучка, герань луговая, подмаренник мягкий, луговой чай, манжетка, подорожник) . В ложбинах между гривами – сырые луга на аллювиально-болотных почвах. встречаются осоки, вербейник обыкновенный, рогоз, хвощ. На пойме – злако-разнотравные луга: ежа сборная, душистый колосок, тимофеевка, щавель конский. Пойма р. Вели частично осушена, здесь созданы антропогенные системы для возделывания сельскохозяйственной продукции. Берега р. Вели считается излюбленным местом отдыха местных жителей, дачников и гостей нашего поселения. После плотины русло реки вновь становится узким и пронеся свои воды на расстояние 10 км от д. Слободищево Веля впадает в р. Дубну.

В окрестностях с. Ольявидово можно встретить густую сеть оврагов. Происхождение оврагов различное. Встречаются склонные, верховые донные овраги, но причины их образования одинаковые, нарушение экологического равновесия. Это обусловлено вырубкой лесов, распашкой земель вдоль склона , неумеренным выпасом скота и др. все это антропогенный фактор. Почвы преимущественно – дерново-подзолистые. На полого-волнистой равнине произрастают еловые, осиново-березовые – еловые леса с дубом и ольхой. В подлеске растет лещина, встречается костяника, земляника, различные виды злаков, разнообразие грибов.

Если мы отправимся путешествовать (по отношению к школе) на север или северо-запад, то встретимся с заболоченными местами (окраина Дубненской аллювиально-заболоченной низины) это деревни Акулово и Саввино. В окрестностях этих деревень на дерново-подзолисто- слабоглеевых , торфяно-глеевых почвах встречаются елово-сосновые леса с подлеском из ягодных полукустарничков :черники, голубики. Огромные площади заняты верховыми и низинными болотами . В поймах рек Дубны и Вели встречаются кочкарниковые болота (заболоченные территории, заросшие березой. ольхой , с кочками, образованные дернистой осокой). В лесах водятся гадюки, множество птиц, млекопитающих.

Родники. Если посмотреть на карту бывшего Слободищевского сельского совета (сейчас это часть Якотского поселения) то можно обнаружить, что у каждой деревни, а их 22 бьют родники. Месторасположение родников, из которых воду использует человек.

Овраг около д. Акулово родник обустроен, освещен 18 января 2009 года. Есть купель, сделаны анализы воды, качество воды хорошее

Овраг около д. Новое Сельцо родник обустроен, освещен. Воды данного родника стекают в р. Веля Овражная балка с. Кикино родник обустроен, освящен. Но человек загрязняет данный родник, т.к. он находится в непосредственной близости от шоссе с. Кикино – д. Марьино, то почти каждый может бросить пакет, оставить испорченную канистру и т.п., а все это приносит вред данной территории.

Низина у д. Мартынова. Вода с примесями железа? (красно-бурый оттенок)

В окрестностях д. Слободищево обнаруживаем небольшой каскад родников, вода чистая, прозрачная брызги собираются в ручеек и пополняют воды р. Вели.

Для того чтобы сохранить все эти удивительные комплексы необходимо достучаться до сердца каждого гражданина. Из малого слагается большое. “ В последнее десятилетие технические возможности человечества возросли, а если учесть и всю увеличивающиеся потребности населения, то становиться совершенно очевидно – тенденция распахать, вырубить, застроить весь окружающий мир природы будет из года в год усиливаться “и это может привести к экологическому кризису.

Для сохранения относительной стабильности необходимо отказаться от сплошного освоения, а вести точечное. Примерно 25% природы необходимо содержать в “диком” состоянии. Конструировать экологический каркас территорий. По сути пересмотреть деятельность по экологической организации территорий на уровне правовых, экономических знаний, землеустройства и градостроительства.

Каркас должен обеспечить:

– изоляцию неблагоприятных очагов антропогенного воздействия;
– расширить природное разнообразие на отдельных площадях;
– создать благоприятные условия для лесовозобновления, рекультивации земель, сохранения генофонда дикой природы;
– создать условия для отдыха населения и развития туризма;
– воспитывать бережное отношение ко всему окружающему, любить и преумножать богатство Природы.

Как можно реализовать данные задачи?

Создать поляризованный ландшафт. В идеале он может выглядеть следующим образом: промышленный и деловой центр города –рекреационные лесопарки – веером расположены агрокомплексы с зонами отдыха и туризма – на границе районов создать особо охраняемые территории и резерваты (они должны быть соединены коридорами, которые сохраняют условия для миграции животных),

Сохранение баланса между поверхностным и подземным стоком, путем охраны лесных ландшафтов и бассейнов малых рек.

Я считаю, что некоторые территории, которые находятся в непосредственной близости от школы можно обозначить как особо охраняемые: родники, леса, поймы рек Вели и Дубны (как составляющая часть охраны бассейна р. Волги). Но все это можно и нужно решать на уровне администрации Якотского поселения, администрации г. Дмитрова и т.д.

Перечень удивительных ландшафтов в микрорайоне Ольявидовской СОШ.

Элементы экологического каркаса в системе ландшафтного планирования части Якотского поселения (что, может быть)

1. Базовые элементы экологического каркаса.
1.1 Кварталы лесов с высоким средостабилирующим потенциалом.
1.2 Заказники – болота
2. Памятники природы.
2.1.Урочища.
2.2. Болота – памятники природы, ягодники, местообитание редких видов
2.3.Родники.
2.4.Обнажения древних пород
3. Археологические памятники и ландшафты.
3.1.Стоянка древних людей.
4. Раритеты культурного ландшафта.
4.1.Стариные сельские парки.
4.2 Отдельно стоящие деревья. Аллеи.
5. Раритеты провинциальной градостроительной и этнической сельской среды.
5.1.Села, деревни погосты с элементами исторической застройки.
5.2. Церкви.

Формирование системы ООПТ – своеобразный долг нынешнего поколения перед всеми последующими. В такой работе можно столкнутся со многими сложностями, которые можно решить, используя различные ступени власти, прежде всего Администрацию сельских поселений.

Отсутствие достоверных сведений о местонахождении и современном состоянии того или иного объекта.

Неравнодушный и заинтересованный взгляд каждого жителя на родные просторы

Поиск объектов наследия – благородная и содержательная задача для подрастающего поколения, и одновременно хорошая основа для развертывания экологического и патриотического воспитания в школе и других образовательных учреждениях.