Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Проект Вехи истории. Игра Аграрная реформа: за и против

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 206

Чирцева Елена Геннадьевна, учитель класса СКОУ

Составляющие компоненты:

Наличие проблемы
Наличие персонажей/ролей
Наличие игровых правил
Наличие сюжета
Игра может использоваться на уроках истории, во внеклассных мероприятиях по предмету.

Оформление: на доске: Реформа надельного крестьянского землевладения.

Цель реформы – создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия и противника революционных движений.

“Сначала успокоение, потом реформа”
П.А.Столыпин

Роли: Столыпин П.А, Николай II, И.В.Сталин, фермер, крестьянин, эксперт А, эксперт В., председатель, секретарь.

Участники игры: ученики 9 – 11 классов

Сюжет: сюжет игры заключается в обсуждении значения аграрной реформы и в применении её в XXI веке. Представители общественности высказывают своё мнение и отстаивают свою точку зрения по поводу внедрения в аграрную сферу реформы Столыпина и актуальность её в наше время. Эксперт А собирает прошения за применение элементов аграрной реформы в наше время, эксперт Б собирает прошения против применения аграрной реформы вообще. Представители общественности по очереди выступают перед экспертами. Сначала они представляются, указывая при этом имя и фамилию, адрес, профессию, социальное положение, затем выражают свои пожелания – за или против, мотивируя при этом свой выбор. После всех выступлений эксперты подсчитывают количество голосов “За” и “Против” подают председателю, который кратко обобщает.

Правила: Преподаватель является наблюдателем, не вмешивается в ход игры. Игра длится 40 минут. Председатель начинает заседание, приветствует участников, озвучивает цели данного мероприятия и передает слово экспертам.

Эксперты приветствуют собравшихся и вызывают по очереди представителей общественности: Столыпин П.А, Николай II, И.В.Сталин, фермер, крестьянин. Каждый выступающий имеет не более 5 минут на выступление. За порядок отвечает секретарь. Эксперт просит секретаря вызывать участников по очереди и приглашать их на трибуну для выступления. После заключительного слова председателя игра считается оконченной. Преподаватель подводит итоги. Участники игры высказывают впечатления, полученные от игры, предложения. Преподаватель оценивает каждого участника, делает замечания по поводу проведения игры.. За несколько дней до проведения игры участники получили карточки с описанием своей роли и необходимым списком литературы. Желательно, чтобы участник игры подготовился к своей роли, выучил слова и выражения, подготовил заранее свое выступление.

Цель игры: Умение вести дискуссию с целью анализа процесса проведения аграрной реформы и связь с нерешенным аграрным вопросом в наше время.

Задачи:

Форма проведения занятий: групповая.

Способы организации: устная.

Требования: творчество, эмоциональная приподнятость, мотивация.

Принципы: Активность, открытость, динамичность, наглядность, занимательность, эмоциональность, индивидуальность, коллективность, целеустремленность, самостоятельность, состязательность, результативность.

Реквизиты: подготовка бейджиков для участников игры, допускается наличие элементов костюмов персонажей.

Роль преподавателя: преподаватель не вмешивается в проведение игры, а лишь наблюдает.

Председатель: мужчина 60 лет, высокий, худощавый, строгий. Принимает решения объективно, исходя из полученных документов.

Лексика:

Вести дискуссию;
Бороться за что-либо, против чего-либо;
Использование аграрных технологий;
Работать упорно;
Быть безработным;
Иметь перспективы;
Подведем итоги.

Эксперт А: мужчина, с бородкой, добродушный и интеллигентный, около 45 лет.

Лексика:
Пригласить кого-либо для выступления;
Позвать кого-либо;
Спросить кого-либо;
Спросить Ф.И.О., местожительство, род деятельности;
Попросить повторить данные;
Обратить внимание на что-либо;
Учитывать что-либо;
Осознавать что-либо;
Соглашаться с чем-либо;
Эксперт Б: стройная женщина, в очках.
Лексика:
Не соглашаться с чем-либо;
Предостерегать кого-либо от чего-либо;
Бояться чего-либо;
Не понимать чего-либо;
Сомневаться в чем-либо.

Николай II: император России, 38 лет, говорит твердо, утверждая , что “Я намерен охранять самодержавие так же твердо и неуклонно, как охранял его мой родитель”

Лексика:

Информировать общество о привилегиях самодержавного строя, сохранении традиций существующих порядков, развитии экономики в условиях самодержавия.

Столыпин П.А.: 38 лет, министр внутренних дел, председатель Совета Министров, руководитель аграрной реформы. Говорит четко, настаивает на своем, трудно переубедить.

Лексика:

Убежден в правильности своих идей и в результативности аграрной реформы, в положительных последствиях развития России.

Сталин И.В.: член РКП(б), нарком РКИ, Генсек ЦК ВКП(б), председатель Совмина, нарком обороны СССР.

Лексика:

Мнение по аграрному вопросу;
Видение решения аграрного вопроса через коллективизацию;
Процесс раскулачивания.

Фермер: мужчина 47 лет, опыт работы более 10 лет .Лексика:

Социальная принадлежность;
Внедрение агро-технических приёмов;
Внедрение новых технологий;
Сотрудничество с фермерами;
Планирование своей деятельности;
Успехи и трудности фермерства;
Будущее фермерства.

Секретарь: женщина, 45 лет, имеет стаж работы около 20 лет, много повидала, присутствовала на многих заседаниях, пользуется уважением со стороны коллег.

Лексика:

Начать заседание;
Окончить заседание;
Призвать к порядку;
Призвать к тишине
Стенографировать.

Крестьянин: 52 года, мужчина крепкого телосложения, любит работать на земле, стремится к получению высоких урожаев.

Лексика:

Знать историю;
Сравнивать результаты реформирования;
Делиться опытом.

После проведения игры участники с преподавателем подводят итоги:

Полученные впечатления от игры – высказывается каждый.
Наличие в игре новой информации.
Оценка игры преподавателем (уровень подготовки на русском или иностранном языке).
Предложения для дальнейшей работы.

“ВЕХИ ИСТОРИИ”

Постоянно говорим об “отборе фактов”. Этого мало Есть также “отбор выводов”, отбор обобщений. Сверх этого есть и отбор живых конкретных штрихов явления для создания образа эпохи, исторических деятелей, истории целых народов.
М.В.Нечкина

Проблема: отсутствие необходимых наглядных пособий на уроке истории, отсутствие системы знаний учащихся по периодам истории.

Цель: Создание наглядных пособий по истории Отечества путём организации самостоятельной деятельности учащихся.

Задачи:

Идеи реализации проекта:

Мероприятия по реализации для разработки и запуска проекта.

Ожидаемые результаты

Возможные потери

Мероприятия по устранению возможных потерь

Участники проекта

Данный проект предполагает участие детей 9–11 классов (согласно концентрической программы изучения истории).

Сроки реализации проекта

Долгосрочный – реализация в течение месяца.

  1. Проектирование
  2. Формирование группы.
  3. Распределение ролей в группе.
  4. Изучение цели работы.
  5. Составление плана работы.
  6. Установление деловых контактов с библиотекой и Интернет-центром.
  7. Определение сроков реализации проекта.
  8. Структурное планирование.
  9. Планирование контроля по этапам деятельности.

Фаза реализации

1. Заключение контрактов:

  • Администрация школы
  • Учитель истории
  • Учитель информатики
  • Библиотека

2. Организация выполнения работ

Работа по проекту проходит во внеурочное время. Сбор материала осуществляется в библиотеке под руководством библиотекаря и в компьютерном классе под руководством информатика. Готовый материал учащиеся систематизируют в виде планшетов и буклетов.

3. Поэтапная деятельность реализации проекта:

Темы по группам

  1. Древнерусское государство IX–XII века.
  2. Удельный период XII–XV века.
  3. Централизованное государство XVI–XVII века.
  4. Российская империя XVIII–XX века
  5. Советское государство – начало XX века – конец 80-х годов XX века.
  6. Российская Федерация 90-е годы XX века.

Контроль и руководство

Критерии оценок поэтапной деятельности учащихся (по десятибальной системе):

Критерии оценок конечного продукта:

Полнота собранного материала – 5 баллов
Широкое использование дополнительной литературы – 5 баллов
Дизайн оформления наглядных пособий – 5 баллов
Оригинальность защиты – 5 баллов

Приложение 1