Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Программа элективного курса Химия в опытах и задачах

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 265

Порошина Людмила Анатольевна, учитель химии

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Химия в опытах и задачах» разработана для учащихся 8-х классов химико-биологического профиля. Внедрение данной программы в процесс обучения обусловлен необходимостью формирования у школьников собственной позиции относительно выбора профессии. Не менее важно формировать и творческое мышление учащихся, что может быть достигнуто в рамках данного предмета при выполнении следующих задач:

– расширение знаний о механизмах химических процессов;
– систематизация и обобщение имеющихся знаний;
– формирование навыков химического мышления;
– формирование знаний о научной картине мира.

Для овладения учащимися теоретической, практической и экспериментальной составляющими этого профиля, курс проводится в форме экспериментальных практикумов с частичным включением исследовательских лабораторных работ, предполагающих качественное определение катионов и анионов. Завершается этот эксперимент решением расчетных задач по уравнениям проведенных реакций. И эта связь теоретических расчетов с только что проведенным экспериментом является главной идеей этой программы.
Каждое отдельное занятие включено в одну общую цель, заключающуюся в углублении и систематизации знаний учащихся о свойствах веществ и способах их взаимодействия друг с другом, объясняемых строением атомов химических элементов, входящих в их состав.

Система контроля предусматривает проверку умений решать практические и расчетные задачи и реализуется в виде самостоятельных работ при завершении изучения соответствующих модулей, а так же итоговым контролем в конце курса в форме соревновательной игры.

Требования к результатам усвоения предлагаемого учебного материала

В результате изучения курса ученики смогут освоить следующие умения:

– технически правильно проводит химические эксперименты;
– фиксировать эмпирические данные (наблюдения и измерения);
– понимать и описывать механизмы химических явлений;
– предлагать собственный план проведения экспериментального исследования;
– предполагать (предсказывать) на определенном уровне результат эксперимента;
– представлять результаты работы в форме отчета (письменного или устного);
– сотрудничать в группе.

Содержательная часть

Данная программа включает 6 самостоятельных модулей, объединенных единой целью, заключающейся в углублении и систематизации знаний учащихся о свойствах веществ и способах их взаимодействия друг с другом, объясняемых строением атомов химических элементов, входящих в их состав. Всего 34 часа.

Модуль I. Раздел «Строение атомов химических элементов и их превращения» рассчитан на 6 занятий и направлен на обзор имеющихся теоретических знаний и позволяет плавно перейти к изучению следующего раздела.

Модуль II. (16 часов) «Типы химических реакций» включает качественный анализ неорганических веществ по катионам и анионам и завершается контрольным решением экспериментальных задач на распознавание веществ с помощью качественных реакций.

Модуль III. (4 часа) по ОВР продолжает предыдущий раздел, но усложнен упражнениями по составлению электронного баланса для окислительно–восстановительных реакций. Здесь предусматривается промежуточный контроль знаний и умений.

Модуль IV. (4 часа) называется «Получение газообразных веществ. Объемные отношения газов» и, как все предыдущие блоки, включает практические занятия, сопровождаемые решением расчетных задач с последующим контролем ЗУН.

Модуль V. Состоит из трех самостоятельных практических занятий по теме «Классы неорганических соединений» и является обучающе-контролирующим блоком.

Модуль VI. Состоит из одного обобщающе-контролирующего урока-игры, проходящего в виде соревнования между группами, включающего групповой самоконтроль и самооценку.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Изучаемые вопросы

I. Строение атомов химических элементов и их превращения (6 часов)
1 Введение. Структура ПСХЭ Д.И. Менделеева и состав атомов химических элементов.

1. Ознакомление учащихся с программой элективного курса; постановка цели и задач.
2. Установление взаимосвязи между строением атомов химических элементов и структурой периодической системы Д.И.Менделеева.

2 Строение электронных оболочек атомов химических элементов. 1. Составление схем электронного строения атомов элементов I-IV периодов.
2. Сравнение электронных схем металлов и неметаллов.
3 Практическое занятие. «Зависимость свойств простых веществ от строения их атомов». 1. Взаимодействие натрия и иода с водой.
2. Исследование свойств полученных растворов.
4 Решение расчетных задач по уравнениям проведенных реакций. 1. Расчет массы продуктов реакции по массе исходных веществ.
2. Расчет массы исходных веществ по известной массе продуктов реакции.
5 Решение расчетных задач для приготовления растворов с заданной концентрацией веществ.
6 Приготовление растворов веществ с заданной концентрацией для кабинета химии.
II. Типы химических реакций (17 часов)
1 Реакции соединения и разложения. 1. Взаимодействие железа с серой.
2. Разложение основного карбоната меди.
3. Особености протекания этих процессов.
2 Решение расчетных задач по уравнениям проведенных реакций. 1. Понятие о многонаправленности химических процессов.
2. Расчеты по нескольким химическим реакциям, протекающим одновременно.
3 Реакции замещения и обмена.
Реакции ионного обмена.
1. Взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II).
2. Взаимодействие растворов сульфата железа (III) и гидроксида натрия.
3. Особенности протекания выше названных процессов.
4. Составление уравнений проведенных реакций в ионно-молекулярном виде.
4 Решение расчетных задач. 1. Выполнение расчетов по проведенным химическим реакциям с учетом процентной концентрации веществ в растворах
5-6 Качественная реакция на соляную кислоту и ее соли. 1. Взаимодействие соляной кислоты и растворов ее солей с раствором нитрата серебра.
2. Установление идентичности осадков, выпадающих в проводимых реакциях
3. Упражнения в составлении ионных уравнений реакций.
4. Установление идентичности сокращенных ионных уравнений.
7 Решение расчетных задач. 1. Расчет масс исходных веществ для получения заданной массы осадка.
2. Получение заданного осадка с заданной массой реакцией ионного обмена.
8-9 Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. 1. Взаимодействие растворов серной кислоты и ее солей с раствором хлорида бария.
2. Установление идентичности осадков, полученных в проведенных реакциях.
3. Упражнения в составлении ионно-молекулярных уравнений реакций.
4. Установление идентичности сокращенных ионных уравнений реакций для проведенных процессов.
10-11 Качественная реакция на азотную кислоту и ее соли. 1. Взаимодействие растворов азотной кислоты и ее солей с концентрированной серной кислотой и металлической медью.
2. Установление идентичности продуктов, полученных в проведенных реакциях.
3. Упражнения в составлении ионно-молекулярных уравнений реакций.
4. Установление идентичности сокращенных ионных уравнений реакций для проведенных процессов.
12-13 Качественная реакция на фосфорную кислоту и ее соли. 1. Взаимодействие растворов фосфорной кислоты и ее солей с раствором нитрата серебра.
2. Установление идентичности осадков, полученных в проведенных реакциях.
3. Упражнения в составлении ионно-молекулярных уравнений реакций.
4. Установление идентичности сокращенных ионных уравнений реакций для проведенных процессов.
14-15 Качественная реакция на угольную кислоту и ее соли. 1. Взаимодействие растворов угольной кислоты и ее солей с растворами серной и соляной кислот.
2. Установление идентичности продуктов, полученных в проведенных реакциях.
3. Упражнения в составлении ионно-молекулярных уравнений реакций.
4. Установление идентичности сокращенных ионных уравнений реакций для проведенных процессов.
16-17 Решение экспериментальных задач 1. Распознавание веществ с помощью качественных реакций.
III. Окислительно-восстановительные реакции (3 часа)
1 Понятие и значение ОВР. 1. Понятия: окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, электронный баланс.
2-3 Упражнения в составлении ОВР. 1. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
IV. Получение газообразных веществ. Объемные отношения газов (4 часа)
1 Получение, собирание и изучение свойств углекислого газа. 1. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.
2. Качественная реакция на оксид углерода (IV).
3. Молярный объем газов.
2 Решение расчетных задач. 1. Определение массы и объема исходных веществ или продуктов реакции.
3 Решение расчетных задач. 1. Определение массы и объема продуктов реакции, если одно из веществ взято для реакции в избытке.
4 Решение расчетных задач. 1. Определение массы и объема продуктов реакции исходные вещества содержат примеси.
5 Решение расчетных задач. 1. Определение массовой доли выхода продуктов реакции.
V. Классы неорганических соединений (3 часа)
1 Химические свойства оксидов. 1. Взаимодействие кислотных оксид фосфора (V) и основных оксидов с водой.
2. Взаимодействие кислотных и основных оксидов между собой.
3. Взаимодействие кислотных оксидов с основаниями.
4. Взаимодействие основных оксидов с кислотами.
2 Химические свойства гидроксидов. 1. Самостоятельный выбор реактивов и проведение соответствующих реакций.
3 Химические свойства солей. 1. Самостоятельный выбор реактивов и проведение соответствующих реакций.
VI. Обобщающий урок-игра (1 час)
1 Способы получения солей.
Решение расчетных задач.
Учащиеся делятся на две группы и соревнуются по следующим видам работы:
  1. При взаимодействии каких классов неорганических соединений можно получить соли? (Кто больше).
  2. Написать молекулярно-ионные уравнения соответствующих реакций. (Кто правильнее).
  3. Проделать одну из этих типов реакцию по одному из названных способов. (Кто лучше).
  4. Для проведенной химической реакции придумать простейшую расчетную задачу и решить ее. (Кто получил приз?).
Итого: 34 часа.

x