Программа социальной практики «Организация и проведение социологических исследований» предназначена для обучающихся 10-11 классов различных профилей и рассчитан на 34 часа. Программа социальной практики способствует развитию социальной сензитивности, развитию коммуникативной культуры и навыков планирования своей деятельности и общения с людьми разных профессий и возрастов.
Субъектами социальной практики являются: обучающиеся подросткового возраста, а также жители г. Волгограда в возрасте от 20-55 лет.
Целями и задачами социальной практики являются:
В результате прохождения социальной практики у обучающихся повысится уровень социальной сензитивности, психологической грамотности, овладеют навыками эффективного взаимодействия, применения теоретических знаний в конкретных ситуациях.
Проведение занятий по программе социальной практики предполагает использование методов и форм работы, которые способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся, развитию навыков самопознания и рефлексии, а также положительного настроя на работу, таким образом, позволяя избежать обучающимся информационной перегрузки и обеспечить их психологическое погружение в курс на позитивной волне. В процессе занятий предполагается проведение анкетирования направленного на изучение ожиданий и предпочтений участников, а также заключительного анкетирования с целью анализа проведенной работы и степенью удовлетворенности участниками полученными знаниями, умениями и навыками.
Личные достижения обучающихся проявляются через рефлексию собственного опыта, через его осознание, вербализацию и отреагирование его применения на практике. Также обучающимся предлагается вести дневник практики.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности и качественного изучения и получения запланированных результатов.
Привлечение социальных партнеров позволит повысить социальную значимость проводимых мероприятий и уровень социальной сензитивности. Таким партнерами могут быть различные социальные службы, молодежные общественные организации и различные образовательные учреждения.
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1. | Социологическое исследование. Введение в курс. | 1 |
2. | Объект и предмет исследования | 1 |
3. | Планирование пилотажного исследования | 3 |
4. | Применение методов психологии в социологическом исследовании. | 1 |
5. | Опрос в социологических исследованиях. Виды опросов. Классификация опросов по способам взаимодействия с респондентом. | 2 |
6. | Использования различных видов вопросов для достижения цели социологического исследования. | 2 |
7. | Правила составления вопросов | 2 |
8. | Обработка и представление результатов социологического исследования | 2 |
9. | Проведение пилотажного исследования | 6 |
10. | Представление результатов пилотажного исследования | 1 |
11. | Проведение социологического исследования | 12 |
12. | Итоговое занятие | 1 |
13. | Итого | 34 |
Содержание курса
Тема 1. Социологическое исследование. Введение в курс.
Структура и содержание курса. Социологическое исследование. Виды исследований. Проведение анкетирования «Мои ожидания».
Обучающиеся должны знать:
Тема 2. Объект и предмет исследования.
Подготовка к проведению социологического исследования. Определение понятий объектная область. Объект и предмет исследования. Отработка практических навыков формулирования объекта и предмета социологического исследования.
Обучающиеся должны знать:
Тема 3. Планирование пилотажного исследования.
Пилотажное исследование. Тема, проблема и актуальность исследования. Цели и задачи исследования. Выбор формы проведения социологического опроса. Выборочная совокупность. Разработка общего плана социологического исследования.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Тема 4. Применение методов психологии в социологическом исследовании.
Психологические методы в социологическом исследовании. Виды методов: теоретические, практические. Преимущества и недостатки методов.
Обучающиеся должны знать:
Тема 5. Опрос в социологических исследованиях. Виды опросов. Классификация опросов по способам взаимодействия с респондентом.
Опрос и сферы его применения. Виды опроса: сплошной, выборочный, письменный, устный, индивидуальный, групповой, очный, заочный. Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом: личные, дистанционные (телефонные, он-лайн). Преимущества и недостатки каждого из видов опроса.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Тема 6. Использование различных видов вопросов для достижения цели социологического исследования.
Применение различных видов вопросов в социологическом исследовании: открытых, закрытых, субъективных, проективных. Развитие умения выделять различные виды вопросов.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Тема 7. Правила составления вопросов.
Правила составления вопросов для проведения социологического исследования. Примеры «правильных» и «неправильных» вопросов. Выполнение заданий на развитие умения различать «правильно» и «неправильно» составленных вопросов.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Тема 8. Обработка и представление результатов социологического исследования.
Использование электронных таблиц Microsoft Excel для статистической обработки информации и графического представления результатов.
Использование презентационной графики и видео для представления результатов социологического исследования.
Обучающиеся должны уметь:
Тема 9. Проведение пилотажного исследования
Пилотажное исследование. Определение темы, проблемы и актуальности исследования. Цели и задачи пилотажного исследования. Определение формы проведения социологического опроса. Представление проекта пилотажного исследования. Развитие коммуникативных навыков.
Обучающиеся должны уметь:
Тема 10. Представление результатов пилотажного исследования.
Проведение мини-конференции по результатам проведенных исследований. Формирование навыков публичного выступления и коммуникативной культуры старшеклассников. Разработка плана выступления перед аудиторией.
Обучающиеся должны уметь:
Тема 11. Проведение социологического исследования
Формулировка темы заказного социологического исследования. Составление плана социологического исследования. Определение целей, задач, методов социологического исследования. Отработка навыков коммуникативного взаимодействия с респондентами. Практическая реализация социологического исследования.
Использование средств ИКТ при обработке полученных результатов проведенного исследования.
Представление итоговых отчетов на заключительной конференции.
Обучающиеся должны уметь:
Тема 12. Итоговое занятие
Проведение итоговой конференции с представлением результатов социологического исследования. Обмен опытом по проведению социологического исследования. Рефлексия полученного опыта.
Обучающиеся должны уметь:
Список литературы
Для учителя:
Для обучающихся:
Интернет-ресурсы: