Цель урока: закрепить знание ранее изученного материала, сформировать понятие о глазе как об оптическом приборе.
ХОД УРОКА
(Приложение. Слайд 2)
Учащиеся заранее разбиваются на 4 группы по 6-7 человек.
Учитель биологии: (Приложение. Слайд 3) Сколько у человека чувств? Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия – «внешние» чувства. Есть ещё и такие, что «слушают» организм изнутри. Мозг каждый миг получает разнообразную информацию о состоянии костей в суставах, напряжении мышц, о химическом наполнении желудка и т.д.
Учитель физики: (Приложение. Слайд 4) Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». 90% всей информации люди получают через глаза. Долгое время считалось, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получится перевёрнутым и уменьшенным.
Учитель биологии: (Приложение. Слайд 5) Процесс восприятия света связан, прежде всего, с поглощением хотя бы некоторой части его энергии. Поэтому необходимым элементом глаза является пигмент: совершенно прозрачный глаз видеть не может. Самые элементарные органы зрения встречаются у самых низкоорганизованных животных и представляют собой простые пигментные пятнышки на поверхности тела, часто совершенно прозрачного.
Учитель физики: Органы зрения разнообразны. Они могут быть парными, множественными и одиночными, подвижными и неподвижными, маленькими и большими. Однако принципы работы самого глаза поразительно единообразны: всегда есть фокусирующий аппарат и аппарат светоизоляции. Совместно они обеспечивают направленность зрения, глаз становится ориентирующим органом. В любом глазу имеется устройство, подстраивающее чувствительность глаза к разным уровням освещенности.
Сейчас каждая группа получит задание и будет над ним работать. Причем задания как из области физики, так и из области биологии.
Задания по биологии: (Приложение. Слайд 6)
I. Из перечня (I-XII) выберите соответствующие свойства каждой части глаза из перечня (1-10).
1. Хрусталик. 2. Сетчатка. 3. Рецептор. 4. Зрачок. 5. Стекловидное тело. 6. Зрительный нерв. 7. Белочная оболочка и роговица. 8. Радужная оболочка. 9. Сосудистая оболочка. 10. Зрительная зона коры мозга. | I. Три части зрительного анализатора (последовательно). II. Воспринимает зрительные раздражения. III. Проводит возбуждение в мозг. IV. Осуществляет различение зрительных раздражений. V. Преломляет световые лучи. VI. Меняет свою форму (кривизну). VII. Состоит из светочувствительных клеток колбочек и палочек. VIII. Защитные оболочки глаза. IX. Место образования изображения предмета. X. Изменён у дальнозорких и близоруких. XI. Отверстие в радужной оболочке. XII. Черный и питающий слой глазного яблока. |
(Приложение. Слайд 7)
II. Самый массовый недостаток зрения человека – неясная видимость близких или удалённых предметов. Как возникают эти дефекты зрения и как их исправить?
III. При проверке зрения врачи капают в глаза атропин, что вызывает расширение зрачка. Зрачки расширяются так же в темноте, при испуге, от боли. Как вы полагаете, какие явления приводят к расширению зрачка в этих разных случаях?
IV. Какие заболевания глаза инфекционные?
Задачи по физике: (Приложение. Слайд 8)
Расчетные задачи: (Приложение. Слайд 9)
Подведение итогов урока (Приложение. Слайд 10)