Пояснительная записка
Образовательная область - «Естествознание».
Предмет - биология.
Цель данного курса в формировании экологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к общественному и личному здоровью, к окружающей природной среде.
Программа опирается на содержание курса биологии «Человек», использует межпредметные связи с курсами географии, химии. Данный элективный курс расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на него влияющих, способах его укрепления и сохранения, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами исследования здоровья и окружающей среды, самонаблюдению.
Актуальность данной программы:
С древнейших времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. Здоровье - самое ценное достояние человека. В нем важнейший залог радости жизни, трудоспособности, успеха, Важнейшее условие сохранения здоровья - правильная организация жизни, разумное построение труда и быта.
Данная программа предусматривает изучение этих вопросов, способствует применению полученных знаний для создания оптимального режима труда и отдыха. Применение знаний, полученных при изучении курса, должно способствовать предупреждению заболеваний и укреплению здоровья.
Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и экологии.
Основными методами обучения являются частично - поисковый и исследовательский.
Содержание программы
Искусственная среда обитания. Социальная обусловленность здоровья человека «Болезни цивилизации»: нарушение обмена веществ, аллергические, нервно-психические, респираторные, сердечно–сосудистые, онкологические заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Травматизм.
Практические работы
Проведение соматотропических измерений (рост, масса, пропорции тела).
Экскурсии
В институт гигиены и профзаболеваний.
Практические работы
1) Определение работоспособности
2) Составление суточного энергетического рациона. Определение соответствия массы тела возрастной норме.
3) Гигиеническая оценка режима дня (в т.ч. школьного расписания).
5. Факторы укрепления здоровья: гигиена труда и отдыха, личная гигиена, гигиена помещений. Профилактические меры.
Практические работы
1) Гигиеническая оценка микроклимата помещения (температура, влажность, скорость проветривания, освещенность, озеленение).
2) Техника и методика самомассажа.
6. Обобщение: специальности и профессии людей, решающие вопросы сохранения здоровья и окружающей среды.
Тематическое планирование
№ п/п | Название | К-во | В т. ч. на практи- |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Социальные и экологические факторы становления человека, его здоровья. | 5 | Пр. р. №1 «Проведение соматотропических измерений». Экск. №1 в институт гигиены и профзаболеваний. |
3 | Экологические факторы здоровья и болезни человека. | 2 | |
4 | Антропогенные факторы здоровья и болезни. | 6 | Пр. р. №2 «Определение работоспособности». Пр. р. №3 «Составление суточного энергетического рациона». Пр. р. №4 «Гигиеническая оценка режима дня». |
5 | Факторы укрепления здоровья. | 5 | Пр. р. №5 «Гигиеническая оценка микроклимата помещений». Пр. р. №6 «Техника и методика самомассажа». |
6 | Обобщение. | 1 | |
Итого: | 20 | 7 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма занятий |
1 | Введение. | |
2 3 4 5 6 | Факторы окружающей среды и адаптации человека. Иммунные реакции как адаптивные механизмы. «Болезни цивилизации». Экскурсия в институт гигиены и профзаболеваний. Пр. р. №1 «Проведение соматотропических измерений». | Беседа Дискуссия Конференция Экскурсия Пр. р. |
7 8 | Лечебные и природные ресурсы, их роль в оздоровлении людей. Эндемические и природно-очаговые болезни. | Беседа Беседа |
9 10 11 12 13 14 | Образ жизни как фактор здоровья. Вредное влияние гиподинамии. Пр. р. №2 «Определение работоспособности». Вредное влияние нерационального питания. Пр. р. №3. «Составление суточного энергетического рациона». Вредное влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков. Пр. р. №4 «Гигиеническая оценка режима дня» . | Дискуссия Пр. р. Ролевая игра Конференция Пр.р. |
15 16 17 18 19 | Факторы укрепления здоровья. Экологические качества природной среды. Гигиенические принципы здоровья. Профилактика заболеваний. Пр. р. №5 « Гигиеническая оценка микроклимата помещения». Пр. р. №6 « Техника и методика самомассажа». | Дискуссия Лекция Конференция Пр.р Пр.р |
20 | Обобщение. | Круглый стол Тестирование |
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Литература
Для учащихся:
Для учителя: