Форма урока: урок – семинар.
Технология: компьютерная презентация.
Форма организации учебной деятельности:
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично поисковый, групповой.
Цель урока: способствовать экологическому воспитанию учащихся при изучении биологических ресурсов, необходимости их рационального использования.
Задачи:
Оборудование: атласы России (8 класс, издательство “Дрофа”), демонстрационные карты России, Волгоградской области (физическая), плакат со схематическим рисунком “Использование древесных ресурсов” (выполнен учащимся), Красная книга РФ, Красная книга Волгоградской области, самодельные книги редких и исчезающих растений и животных Волгоградской области (выполнены учащимися), DVD – проигрыватель, мультимедийный проектор.
I. Подготовительный этап:
II. Ход урока (конспект – схема).
№ п/п | Вопросы семинара | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | № слайда | |
I | Организационный момент. | 2' | Сообщение темы урока. Знакомство с вопросами семинара. | Записывают в тетрадь тему урока, знакомятся с программой семинара. (приложение 1) | №1 | |
II | Роль живых организмов в жизни земли. | 5' | Учитель задаёт вопрос учащимся о роли живых организмов в жизни Земли. | Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, приводя примеры из ранее полученных знаний на уроках биологии. (приложение 2) | №2 | |
III | Понятие о биологических ресурсах. | 3' | Учитель: - Велика, роль растительного и животного мира в жизни человека. Освоение природных ресурсов людьми началось с освоения биологических ресурсов. Так, что же называется биологическими ресурсами? | Учащиеся формируют определение понятия “биологические ресурсы”, записывают в тетрадь | №3 | |
IV | Роль растений и животных в жизни человека. | 10' | - Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельно практическую работу. - Выслушивает и корректирует ответы учащихся, при проверке практической работы. - Учитель продолжает формировать понятия “растительные ресурсы” и “промыслово-охотничьи ресурсы”. | Практическая работа. Учащиеся самостоятельно заполняют в тетради таблицу “использование человеком биологических ресурсов”. (приложение 3) | №4,5
№6-11 | |
V | Понятие о рациональном использовании природных ресурсов. | 3' | Учитель: - Мы часто слышим о необходимости рационального использования природных ресурсов. Что вы понимаете под “рациональным использованием”? | - Отвечают на поставленный вопрос. - Выступление учащегося с анализом рисунка-схемы “Использование древесных ресурсов” (обобщение собственного исследования). (приложение 4 фото) | ||
VI | Влияние человека на живую природу. | 5' | Вступительное слово учителя. | Индивидуальные выступления учащихся с сообщениями. | № 12-1 4 | |
VII | Охрана животных и растений в России. | 10' | - Рассказ о мероприятиях по охране органического мира. - Формирование понятия “заповедник”. - Примеры заповедников на территории России. Видеофрагменты:
| - Определение понятия “заповедник” записывают в тетрадь - Примеры заповедников находят на карте. - Выступления учащихся с сообщениями об ООПТ Волгоградской области, о растениях и животных, занесённых в Красную книгу РФ. - Демонстрация самодельных красных книг Волгоградской области | №15-17
Видеофрагмент
№18-26 | |
VIII | Мини – презентация исследовательской работы учащихся. “Комплексное исследование территории”. | 5' | Вступительное слово учителя. | Выступление учащегося члена детского экологического объединения, участника областных слётов юных экологов, участника областного профильного лагеря “Зелёный миг” (приложение 6) | №27-32 | |
IX | Итог семинара. | 2' | - Учитель совместно с учащимися делает вывод о богатстве биологических ресурсов России их уязвимости и охране, о возможностях учащихся в организации и проведении природоохранных мероприятий; Заканчивает урок стихотворением П. Сергеева. - Выставление оценок за урок. | Или учащиеся делают вывод самостоятельно. | №33 |
Приложения 4 и 6 можно получить у автора статьи.