Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Молодежь в современном мире

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 414

Малюгина Татьяна Викторовна, учитель истории

Цель:

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: Урок-мастерская.

Методы обучения: Технология интерактивного обучения, создание мини-проектов (кластеров), технология сотрудничества, метод решения проблемных задач, эвристическая беседа, элементы коллективной дискуссии.

Оборудование:

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация на успех.
  2. Определение целей и задач урока.
  3. Нацеливание на результат. Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп.
  4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах
  5. Выполнение проектов, презентация.
  6. Подведение итогов, оценивание.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1. Орг. момент. Мотивация на успех. Здоровается, предлагает сесть. Приветствуют.
Это стихотворение о главной ценности человечества – о жизни. А в чем смысл стихотворения?

Выслушивает ответы, подводит итог.

Действительно, жизнь – коротка. Состоит она из маленьких мгновений. И нужно многое успеть. Сегодня я предлагаю вам успеть проявить себя, многое узнать и многое рассказать, ведь у каждого из вас за плечами свой собственный, личный опыт. Успехов и отличных оценок!

Думают, совещаются, отвечают.
2. Определение целей и задач урока. Предлагает открыть тетради, записать число и тему урока.

Предлагает учащимся определить цели урока. Для этого зачитывает текст задачи:

Открывают тетради, записывают число, тему урока.
"Годы юности – самые трудные годы", – еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант.

Как вы думаете, почему он так сказал? Что волнует современного юношу или девушку, какие вопросы ставят перед собой молодые люди сегодня – ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе находить на уроке. Но нам важно конкретно понимать, что мы хотим узнать.

Думают, высказывают свое мнение.
Попытайтесь сформулировать вопросы, которые волнуют именно вас сегодня.

Задание: в течение 2-х минут определить вопросы, которые мы будем обсуждать. Задание выполнять в интерактивном режиме: обсуди с соседом.

Обсуждают, озвучивают.
На доске записать формулировки основных вопросов.
  1. Молодежь как социальная группа.
  2. Социализация. Социальные роли.
  3. Гражданское совершеннолетие.
  4. Образование, профессиональная подготовка. Трудовая деятельность.
Записывают план в тетради.
Молодежная культура.

Каждый вопрос требует ответа. Сегодня мы будем искать и находить ответы на эти вопросы: рассказывать и слушать, решать задачи и просить совета друг у друга.

Слушают. Определяют рабочие “двойки”, получают материал для создания кластера.
3. Нацеливание на результат.

Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп.

Алгоритм деятельности:

На каждом этапе урока вы будете получать задания и выполнять их. Работать будете в парах, но если что-то вызовет затруднения, то вы можете обратиться с вопросом к любому человеку в аудитории. В результате деятельности вы создадите свой собственный образ современного молодого человека.

Смотрят, слушают.
4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах. 1.

Вызывается учащаяся, которая перед зеркалом произносит с разной интонацией “Ах, какая я красивая?.”

Высказывают предположения.
Преподаватель: Как вы думаете, о чем хотела сказать нам Катя? Слушают.
Преподаватель: Чтобы понять, послушайте притчу. Приложение № 6.3. Конечно, во многом боги оказались правы. Но молодость-это пора, когда человек осознанно начинает познавать себя. Выполняют задания, возможно – начинают заполнять кластер.

Отвечают.

Первый вопрос: Молодежь как социальная группа.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 1).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Слушают, вспоминают сказку, отвечают на вопрос.
2.

Преподаватель: Все вы помните сказку, в которой есть такие строки:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица,

“То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.

? Кого выбрал царь? Почему? Возможно, две первые сестры не совсем верно определили свои социальные роли? Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.

Отвечают.

Участвуют в обсуждении.

Второй вопрос: Социализация. Социальные роли.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 2).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Слушают. Смотрят на портрет И. Канта.

Отвечают.

3.

Преподаватель: Иммануил Кант писал: “Две вещи волнуют и поражают меня больше всего на свете: звездное небо над головой и нравственный закон в человеке, делающий его свободным”.

? Почему можно найти оправдания за свои поступки перед другими людьми, но не перед собой?

В жизни молодого человека наступает очень важный период, когда ему исполняется 18 лет. Он называется: гражданское совершеннолетие.

Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.

Отвечают.

Третий вопрос: гражданское совершеннолетие.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 3).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Участвуют в обсуждении.
4.

Преподаватель: Христианская традиция донесла до наших дней притчу о подвижнике 3-4 вв., основателе монашества Антонии Великом. Он вопросил: “Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?” Ответ был прост: “Антоний! Себе внимай!”

Слушают.
Преподаватель: Возможно, ответ на эти вопросы вы найдете, анализируя материалы по теме: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность. Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.

Отвечают.

Четвертый вопрос: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 4).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Участвуют в обсуждении.
5.

Преподаватель: В 1750 году Дижонская академия объявила конкурс на лучшее сочинение на тему “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”. Премию получил никому ещё тогда неизвестный служащий Жан-Жак Руссо. Он писал: “Детей учат словами, а надо учить делами, поступками: быть терпимым, любящим, бескорыстным и счастливым от того, что твои потребности не превосходят твои возможности.

От рождения до 12 лет предлагал заботиться о развитии тела и органов чувств, больше тренировать чувства, потому что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными. Надо учить видеть, учить слышать окружающую природу.

С 12 до 15 лет надо развивать у детей интеллект, учить физику, геометрию, астрономию, но только на примере непосредственных явлений природы. Например, наблюдая звездное небо. С 15 до 20 – развивать нравственные чувства: любовь к ближнему, необходимость разделять их страдания и т.д.

Слушают.
Поскольку природа всегда честна, и в человеческом сердце от рождения нет испорченности, то естественное воспитание детей способно, считал Руссо, решить все социальные проблемы. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов – вот, с его точки зрения, основа настоящего воспитания”. Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.
Преподаватель: В современном мире в воспитании человека важную роль играет культура. Отвечают.

Участвуют в обсуждении.

Пятый вопрос: Молодежная культура.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 5).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Начинают выполнять задание. Работают в группах.
5.Выполнение проектов, презентация Вывешивают свои кластеры, представление проектов.
6.Подведение итогов. Оценивание. Преподаватель: Сейчас, после того, как мы ответили на все поставленные вопросы, ваша задача – в рабочих группах создать свой проект “Современный образ молодого человека”. Регламент – 5-7 минут.

Преподаватель: прошу представить результаты. Преподаватель: Расскажите, что вы сегодня узнали, о чем задумались?

Каждый сегодня на уроке не был зрителем, все вы принимали участие в нем. Предлагаю цветными жетонами: выставить себе оценку, показать свое настроение, высказать пожелание. Жетоны прикрепить на свои проекты.

Выбирают жетоны, прикрепляют к своим проектам.
7. Домашнее задание. Записывают домашнее задание.
8. Рефлексия. Оценивание:

“5” – красный жетон;
“4” – желтый жетон;
“3” – синий жетон.

Рефлексия учащихся.
Преподаватель:

Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Что значит быть молодым”. Преподаватель:

В заключение хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Кузовлевой:

Твори добро –
Нет большей радости,
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой,
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

– На этом урок окончен. Спасибо за урок!

Приложение 6

Список использованной литературы

  1. Блохина Е.В., Уколова А.М. Методические рекомендации. Активизация познавательной деятельности учащихся: от понятия до способов реализации. – Изд. 2-е, испр. и доп. / ИПКи ПРО Курганской области. – Курган, 2004. – 78 с.
  2. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: Пособие для учителя.: СПб: филиал изд-ва “Просвещение” , 2004. – 159 с.
  3. Гостев А.Г., Киприянова Е.В. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения. – Екатеринбург, 2008. – 290 с.
  4. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. – Москва – Тюмень, 1994. – 287 с.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  6. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2004. – 128 с.