Цель:
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: Урок-мастерская.
Методы обучения: Технология интерактивного обучения, создание мини-проектов (кластеров), технология сотрудничества, метод решения проблемных задач, эвристическая беседа, элементы коллективной дискуссии.
Оборудование:
План урока:
Ход урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. Мотивация на успех. | Здоровается, предлагает сесть. | Приветствуют. |
Это стихотворение о главной ценности человечества – о жизни. А в чем смысл стихотворения? Выслушивает ответы, подводит итог. Действительно, жизнь – коротка. Состоит она из маленьких мгновений. И нужно многое успеть. Сегодня я предлагаю вам успеть проявить себя, многое узнать и многое рассказать, ведь у каждого из вас за плечами свой собственный, личный опыт. Успехов и отличных оценок! | Думают, совещаются, отвечают. | |
2. Определение целей и задач урока. | Предлагает открыть тетради, записать число и тему урока. Предлагает учащимся определить цели урока. Для этого зачитывает текст задачи: | Открывают тетради, записывают число, тему урока. |
"Годы юности – самые трудные годы", – еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант. Как вы думаете, почему он так сказал? Что волнует современного юношу или девушку, какие вопросы ставят перед собой молодые люди сегодня – ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе находить на уроке. Но нам важно конкретно понимать, что мы хотим узнать. | Думают, высказывают свое мнение. | |
Попытайтесь сформулировать вопросы, которые волнуют именно вас сегодня. Задание: в течение 2-х минут определить вопросы, которые мы будем обсуждать. Задание выполнять в интерактивном режиме: обсуди с соседом. | Обсуждают, озвучивают. | |
На доске записать формулировки основных вопросов.
| Записывают план в тетради. | |
Молодежная культура. Каждый вопрос требует ответа. Сегодня мы будем искать и находить ответы на эти вопросы: рассказывать и слушать, решать задачи и просить совета друг у друга. | Слушают. Определяют рабочие “двойки”, получают материал для создания кластера. | |
3. Нацеливание на результат. Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп. | Алгоритм деятельности: На каждом этапе урока вы будете получать задания и выполнять их. Работать будете в парах, но если что-то вызовет затруднения, то вы можете обратиться с вопросом к любому человеку в аудитории. В результате деятельности вы создадите свой собственный образ современного молодого человека. | Смотрят, слушают. |
4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах. | 1. Вызывается учащаяся, которая перед зеркалом произносит с разной интонацией “Ах, какая я красивая?.” | Высказывают предположения. |
Преподаватель: Как вы думаете, о чем хотела сказать нам Катя? | Слушают. | |
Преподаватель: Чтобы понять, послушайте притчу. Приложение № 6.3. Конечно, во многом боги оказались правы. Но молодость-это пора, когда человек осознанно начинает познавать себя. | Выполняют задания, возможно – начинают заполнять кластер. Отвечают. | |
Первый вопрос: Молодежь как социальная группа. Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 1). Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы. Обсуждение. | Слушают, вспоминают сказку, отвечают на вопрос. | |
2. Преподаватель: Все вы помните сказку, в которой есть такие строки: Три девицы под окном “То на весь крещенный мир | ||
? Кого выбрал царь? Почему? Возможно, две первые сестры не совсем верно определили свои социальные роли? | Выполняют задания, возможно – заполняют кластер. Отвечают. Участвуют в обсуждении. | |
Второй вопрос: Социализация. Социальные роли. Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 2). Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы. Обсуждение. | Слушают. Смотрят на портрет И. Канта. Отвечают. | |
3. Преподаватель: Иммануил Кант писал: “Две вещи волнуют и поражают меня больше всего на свете: звездное небо над головой и нравственный закон в человеке, делающий его свободным”. ? Почему можно найти оправдания за свои поступки перед другими людьми, но не перед собой? В жизни молодого человека наступает очень важный период, когда ему исполняется 18 лет. Он называется: гражданское совершеннолетие. | Выполняют задания, возможно – заполняют кластер. Отвечают. | |
Третий вопрос: гражданское совершеннолетие. Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 3). Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы. Обсуждение. | Участвуют в обсуждении. | |
4. Преподаватель: Христианская традиция донесла до наших дней притчу о подвижнике 3-4 вв., основателе монашества Антонии Великом. Он вопросил: “Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?” Ответ был прост: “Антоний! Себе внимай!” | Слушают. | |
Преподаватель: Возможно, ответ на эти вопросы вы найдете, анализируя материалы по теме: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность. | Выполняют задания, возможно – заполняют кластер. Отвечают. | |
Четвертый вопрос: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность. Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 4). Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы. Обсуждение. | Участвуют в обсуждении. | |
5. Преподаватель: В 1750 году Дижонская академия объявила конкурс на лучшее сочинение на тему “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”. Премию получил никому ещё тогда неизвестный служащий Жан-Жак Руссо. Он писал: “Детей учат словами, а надо учить делами, поступками: быть терпимым, любящим, бескорыстным и счастливым от того, что твои потребности не превосходят твои возможности. От рождения до 12 лет предлагал заботиться о развитии тела и органов чувств, больше тренировать чувства, потому что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными. Надо учить видеть, учить слышать окружающую природу. С 12 до 15 лет надо развивать у детей интеллект, учить физику, геометрию, астрономию, но только на примере непосредственных явлений природы. Например, наблюдая звездное небо. С 15 до 20 – развивать нравственные чувства: любовь к ближнему, необходимость разделять их страдания и т.д. | Слушают. | |
Поскольку природа всегда честна, и в человеческом сердце от рождения нет испорченности, то естественное воспитание детей способно, считал Руссо, решить все социальные проблемы. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов – вот, с его точки зрения, основа настоящего воспитания”. | Выполняют задания, возможно – заполняют кластер. | |
Преподаватель: В современном мире в воспитании человека важную роль играет культура. | Отвечают. Участвуют в обсуждении. | |
Пятый вопрос: Молодежная культура. Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 5). Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы. Обсуждение. | Начинают выполнять задание. Работают в группах. | |
5.Выполнение проектов, презентация | Вывешивают свои кластеры, представление проектов. | |
6.Подведение итогов. Оценивание. | Преподаватель: Сейчас, после того, как мы ответили на все поставленные вопросы, ваша задача – в рабочих группах создать свой проект “Современный образ молодого человека”. Регламент – 5-7 минут. Преподаватель: прошу представить результаты. Преподаватель: Расскажите, что вы сегодня узнали, о чем задумались? Каждый сегодня на уроке не был зрителем, все вы принимали участие в нем. Предлагаю цветными жетонами: выставить себе оценку, показать свое настроение, высказать пожелание. Жетоны прикрепить на свои проекты. | Выбирают жетоны, прикрепляют к своим проектам. |
7. Домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | |
8. Рефлексия. | Оценивание: “5” – красный жетон; | Рефлексия учащихся. |
Преподаватель: Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Что значит быть молодым”. Преподаватель: В заключение хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Кузовлевой: Твори добро – – На этом урок окончен. Спасибо за урок! |
Список использованной литературы