Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Открытый урок по менеджменту на тему Управление рисками в организации

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 524

Стоицкая Наталья Геннадьевна, преподаватель экономики и информатики

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование:

Цели: добиться усвоения учащимися основных понятий урока; объяснить особенности и виды рисков, способов управления риском; закрепить навык работы в электронных таблицах Excel при решении задач с экономическим содержанием.

Задачи:

1. Воспитывающая:

2. Учебная:

3. Развивающая:

План:

  1. Понятие и виды рисков.
  2. Управление риском.

Ход урока

1. Объяснение нового материала.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока сегодня - “Управление рисками в организации”.

Цели нашего урока - получить знания по новой теме и закрепить навык работы в электронных таблицах Excel при решении задач с экономическим содержанием.

Запустите презентацию. (Приложение 1)

Запишите тему урока.

Жизнедеятельность человеческого общества всегда несла и несет в себе определенную опасность. Стихийные бедствия, несчастные случаи, просчеты в производственно-хозяйственной деятельности и другие непредвиденные события могут нарушить сбалансированность общественного производства, вторгаясь в него на любой его стадии. При этом с развитием научно-технического прогресса природные и производственно-хозяйственные катаклизмы не уменьшаются. Развитие предпринимательской деятельности как основы функционирования рыночной экономики, несет в себе потенциальную угрозу убытков. Риск в бизнесе неизбежен. Вероятность потерь так же реальна, как и возможность получить прибыль.

Риск – это, по сути, обратная сторона свободы предпринимательства. Предпринимательства без риска не бывает, и наибольшую прибыль, как правило, приносят операции с повышенным риском.

Проблема заключается не в том, чтобы искать дело без риска или избегать его, а в том, чтобы предвидеть риск и стремиться снизить до возможно более низкого уровня. Каким образом это делается мы с вами, и познакомимся на этом уроке.

Слайд 2.

Запишите план нашего урока.

Прежде чем мы приступим к изучению первого вопроса, давайте определим, что такое “риск”. Как вы его себе представляете? (ответы студентов).

В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери (например, получение физической травмы, потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.).

В презентации щелкните мышкой по первому вопросу плана (слайд 3).

1 вопрос: Понятие и классификация рисков.

Запишите определения.

Риск – это вероятность того, что предприниматель или организация в результате неудачного решения понесет ущерб в виде дополнительных расходов или неполучения доходов.

Оценка риска предполагает измерение возможного уровня потерь, с одной стороны и вероятности их возникновения с другой.

Все операции на рынке сопряжены с риском и участникам рынка всегда приходится брать на себя разнообразные риски: потери имущества, финансовых потерь и т.д. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать различные виды рисков.

Слайд 4.

Как вы видите все риски подразделяются на чистые и спекулятивные.

Запишите в тетрадь.

Виды рисков:

  • чистые – возможность получения отрицательного (ущерб, убыток) или нулевого результата. К ним относятся: природные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков – производственные и торговые.
  • Спекулятивные – возможность получения как отрицательного, так и положительного (выигрыш, прибыль) результата. К ним относятся другая часть коммерческих рисков – финансовые.

Другими словами: Чистый риск - это риск, предполагающий только вероятность убытков. Так, снежная лавина являет собой такой вид риска, которого никакое физическое или юридическое лицо не способно ни предсказать, ни избежать. Другими словами, любая катастрофа, подобная землетрясению или пожару, дорого обходится людям, на которых она обрушивается, но ее отсутствие не приводит к повышению прибылей.

Чистый риск содержит в себе лишь опасность ущерба, без всякой возможности выигрыша.

С другой стороны, спекулятивный риск открывает перспективу получения прибыли, что, прежде всего и подталкивает людей заниматься бизнесом. Любой бизнес подразумевает, что, делая деньги их можно потерять. Спекулятивный риск - риск, предполагающий вероятность, как прибылей, так и убытков.

Слайд 5.

Итак, перед вами классификация рисков. Наводя на каждый вид риска указателем мыши, вы можете прочитать их определения.

Посмотрите внимательно на схему и назовите те виды рисков, которые могут повлиять на работу ОУ, например вашего ….?

Давайте вернемся к нашему плану, нажав кнопку “План” внизу слайда.

2 вопрос: Управление риском.

Так как большинство экономических оценок и управленческих решений носит вероятностный и многовариантный характер, поэтому ошибки и просчеты – вещь обычная, хотя и неприятная. Как я уже говорила в начале урока - проблема заключается не в том, чтобы искать дело без риска или избегать его, а в том, чтобы предвидеть риск и стремиться снизить его до возможно более низкого уровня. А для этого необходимо правильно управлять риском.

В презентации щелкните мышкой по второму вопросу плана (слайд 6).

Запишите определения:

Сущность управления риском – менеджер должен всегда стремиться учитывать возможный риск и предусматривать определенные меры для снижения его уровня и компенсации вероятных потерь.

Главная цель риск-менеджмента (особенно для условий России) – добиться, чтобы в самом худшем случае речь могла идти об отсутствии прибыли, а не о банкротстве предприятия.

Международный опыт свидетельствует, что причиной большинства банкротств служат грубые ошибки и просчеты в менеджменте. Поэтому предприниматели и менеджеры должны уделять большое внимание эффективному управлению риском.

И вот для оценки степени приемлемости риска следует, прежде всего, выделить определенные зоны риска в зависимости от ожидаемой величины потерь.

Слайд 7.

Ваша задача - зарисовать схему.

Область, в которой потери не ожидаются, называется безрисковой зоной.

Зона допустимого риска – область, в пределах которой величина вероятных потерь не превышает ожидаемой прибыли, т.е. коммерческая деятельность имеет экономическую целесообразность. Граница соответствует уровню потерь равному расчетной прибыли.

Допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого, предприятию грозит потеря прибыли. В пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.

Зона критического риска – это область возможных потерь превышающих величину ожидаемой прибыли. Т.е. предприниматель рискует не только не получить никакого дохода, но и понести убытки.

Критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; т.е. зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект.

Зона катастрофического риска – область вероятных потерь, которые превосходят критический уровень и могут достигать величины, равной собственному капталу предприятия, что может привести к банкротству.

Катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия. Потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

Управление рисками сегодня представляет собой один из динамично развивающихся видов профессиональной деятельности в области менеджмента. В штате многих западных фирм есть особая должность – риск-менеджер, в чьи обязанности входит обеспечение снижения всех видов риска.

Слайд 8.

Запишите:

Способы управления рисками:

1) методы предупреждения и ограничения риска: - тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка уровней риска;

- лимитирование риска – установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением;

- использование различного рода гарантий и залогов для обеспечения выполнения обязательств должника;

- диверсификация рисков – инвестирование капитала организации в различные виды деятельности (рекомендовано не менее 12 компаний) (например: инвестирование в различные виды ценных бумаг, разделение партий при транспортировке ценного груза, хранение ценностей в разных местах, дублирование поставщиков (2-3) и т.д.);

- и др.

2) методы возмещения потерь: - создание специальных страховых или резервных фондов;

- страхование рисков в страховых организациях.

Имеются отдельные виды предпринимательской деятельности, в которых риск поддается расчету, количественной оценке и где методы определения степени риска хорошо отработаны и в теории и на практике (страховая деятельность, игорный бизнес).

Слайд 9.

Запишите:

Очень важно иметь возможность количественно оценить степень риска, ведущего к банкротству. С этой целью рассчитывают коэффициент риска:

Кр = У/С

Где Кр – коэффициент риска;

У – максимально возможная сумма убытков;

С – сумма собственных средств.

Оптимальный Кр = 0,3, а критический – 0,7 (превышение ведет к банкротству).

Слайд 10.

2. Практическая работа с применением приложения MS EXCEL.

Давайте посмотрим, как работает эта формула.

Используя приложение MS EXCEL (Приложение 2) и инструкцию по выполнению практической работы по теме “Управление рисками в организации” (Приложение 5) решите предложенную задачу:

Определите наименее рискованный вариант.

Показатели Единица измерения Вариант инвестиций
1 2
Собственные средства

Вероятная прибыль

Максимальная сумма убытка

тыс. руб

-

-

120 000

130 000

75 000

250 000

200 000

140 000

Расчет, сохранение. Обсуждение результата.

3. Подведение итогов урока.

Что вы сегодня узнали нового?

Итак, какой же вывод можно сделать: предпринимательская деятельность и управление ею всегда связаны с определенным риском. Задача менеджеров заключается не в том, чтобы избегать риска, а в том, чтобы управлять им. Поэтому любая коммерческая операция требует тщательного анализа и оценки риска.

Каким образом изученный сегодня материал можно использовать при управлении ОУ? (школой, педучилищем).

4. Проверка усвоения нового материала.

Слайд 11.

Для проверки и закрепления знаний ответьте на вопросы теста своего варианта. (Приложение 3, Приложение 4).

5. Выставление оценок.