Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Преподавание элективного курса Геологическая летопись Мордовии в школе

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 224

Честнова Ольга Валерьевна, учитель географии

Современная общеобразовательная школа ведет интенсивную работу по совершенствованию географического образования. В условиях перехода к профильному обучению большая роль отводится введению в учебный процесс элективных курсов, которые направлены на углубление учебных предметов, повышают активность и самостоятельность учащихся, обладают развивающим потенциалом, способствуют личностному развитию учеников.

Введение элективного курса «Геологическая летопись Мордовии» обусловлено тем, что он прививает интерес к геологической науке, способствует формированию исследовательских умений и навыков, дает возможность реализовать один из важнейших принципов обучения- индивидуализацию обучения.

Актуальность элективного курса обусловлена тем, что он рассчитан на закрепление геологических знаний, полученных учащимися в процессе изучения географии в 6-8 классах, способствует их расширению, углублению, систематизации.

Исключительно важное значение имеет краеведческий подход в обучении, который позволяет связать теоретический материал с практикой, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет показать примеры хозяйственного использования минеральных ресурсов.

Программа элективного курса состоит из девяти тем, рассчитана на 21 час.

«Введение» знакомит учащихся с содержанием и задачами геологической науки, ее практическим значением, спецификой геологических исследований. Учащиеся знакомятся с выдающимися геологами Мордовии, которые внесли значительный вклад в изучение края, узнают, что геологами Мордовии составлены геологические карты разного назначения, разведаны месторождения полезных ископаемых, пресных подземных вод, которые обеспечили республику водами хорошего питьевого качества и создали условия для развития промышленности и сельского хозяйства. Геологической службой Мордовии ведется мониторинг геологической среды.

Учащиеся знакомятся с источниками геологических знаний: энциклопедией, геологическим словарем, атласом определителем горных пород и окаменелостей, литературой краеведческого содержания, геологическим разрезом, картами, схемами.

Соседство школы и давнее сотрудничество с работниками минералогического музея МГУ им. Н.П. Огарева способствует более глубокому изучению геологии. Минералогический музей является одним из популярных в университете, да и в городе Саранске. Его экспозиция составляет около 3000 экспонатов (образцов). Кроме геологических образцов музей располагает геологическими картами, разрезами, таблицами, фотографиями. Музей занимает три выставочных зала, один из которых посвящен Мордовии. Здесь размещены экспозиции горных пород и полезных ископаемых Мордовии, оформлена витрина окаменелостей, найденных на территории республики. Особое впечатление оставляет диорама «Древнее дно моря». Занятия элективного курса проводятся в разных формах: экскурсии, лекции, практические занятия, краеведческие викторины.

Наиболее интересными мероприятиями были: встреча со старейшим геологом Мордовии, основоположником музея А.Г. Жильцовым и интеллектуальная игра по книге С.И. Рункова «Экскурсии в геологическое прошлое Мордовии».

При изучении темы «Геологическое строение Республики Мордовия» учащиеся знакомятся с геологическим разрезом, выявляет особенности геологического строения территории Мордовии – положение на Русской платформе, устойчивом участке земной коры, выясняет историю формирования фундамента и осадочного чехла.

В процессе изучения темы учащиеся формулируют выводы о влиянии геологического строения на формирование природных компонентов и хозяйственную деятельность населения.

Наиболее сложной и интересной является тема «Геологическое прошлое земной поверхности» в процессе которой учащиеся изучают историю формирования земной коры от архея до четвертичного периода кайнозоя. Учащиеся характеризуют каждый период, изучают отложения и составляют стратиграфическую колонку Республики Мордовия. Особое место при изучении темы отводится построению гипсометрического профиля и геологического разреза. Знания, полученные учащимися, легли в основу научно-исследовательской работы «Природный потенциал Мордовии». В этой работе учащийся 11а класса Ямашкин Станислав разработал комплексный физико-географический профиль Республики Мордовия по линии Большие Березники – Атемар – Саранск – Ельники – Саров.

Тема «Основные понятия о палеонтологии» имеет исключительно важное значение для формирования представлений о геологической истории Мордовии, при изучении которой учащиеся знакомятся с важнейшими геологическими документами – ископаемым остатками организмов, обучаются приемам работы с атласом-определителем горных пород и окаменелостей.

Изучение темы «Породы, слагающие земную кору» предполагает проведение практических работ на базе минералогического музея.

В процессе изучения темы учащиеся знакомятся с минералами, горными породами, полезными ископаемыми Мордовии. На практических занятиях учащиеся работают с коллекцией горных пород и минералов, знакомятся с их происхождением, свойствами, обучаются способам их определения. Немаловажную роль в формировании познавательного интереса к геологии, к овладению навыками исследовательской работы играет проведение полевой практики, которая проходит в Лямбирском районе Мордовии. В процессе прохождения полевой практики учащиеся проводят наблюдения за геологическими процессами, обучаются приемам работы с простейшим геологическим оборудованием и снаряжением, умению собирать, систематизировать образцы, оформлять коллекцию минералов, горных пород и окаменелостей.

Осенью 2006 года полевая практика проходила в районе атемарских месторождений строительных материалов в Лямбирском районе. Здесь на сравнительно небольшой территории, учащиеся ознакомились с верхнемеловыми, палеогеновыми и четвертичными отложениями, провели исследования физико-географических условий окрестностей села Атемар, ознакомились с месторождениями мела, трепела, опоки. На территории Песчаного карьера провели наблюдения за развитием эрозионных процессов, четвертичными отложениями, представляющих собой морену и водно-ледниковые осадки разного размера от мельчайших глинистых частиц до крупных глыб и валунов. Здесь, на дне этого карьера, расположен самый большой гранитный валун в республике диаметром около одного метра. По итогам практики провели камеральную обработку собранных материалов. В кабинете географии оформили витрину с минералогической коллекцией, провели её презентацию.

Результатом полевых исследований явился научно- исследовательский проект «Эколого- географическая оценка горнотехнических комплексов атемарских месторождений строительных материалов.» Проект рассматривает антропогенное воздействие на природную среду в районе атемарских месторождений строительных материалов, а также указывает мероприятия по оптимизации природной среды, организации рекреационной зоны в районе отработанных карьеров. Научно- исследовательский проект был представлен на городской научно- практической конференции «Школьники- науке XXI века», на которой ученик 10а класса Куличков Никита был награжден дипломом 2-й степени. На Республиканском конкурсе исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу» работа стала лауреатом конкурса.

Завершается изучение элективного курса темой Практическое применение горных пород и минералов в жизни человека. При изучении темы учащиеся совершили экскурсии на местные предприятия: Атемарский завод строительных материалов, производящий известь, Алексеевское месторождение цементного сырья и завод по производству цемента в Чамзинском районе, на месторождение строительного песка в посёлке «Смольном» Ичалковского района. Учащиеся оформили интересные отчеты о проделанной экскурсии, выступали с докладами на итоговом семинаре.

Таким образом, в результате изучения элективного курса учащиеся ознакомились с геологическим прошлым родного края, полезными ископаемыми и их применением в хозяйственной деятельности. В процессе прохождения полевой практики они получили навыки исследовательской работы, проводили наблюдения в природе, собрали коллекцию горных пород и окаменелостей, проявили творчество при написании отчетов и научно- исследовательского проекта, собрали богатый иллюстративный материал для использования его в учебном процессе.