Цель: на основе способностей, знаний, желания детей (как отдельный кирпичик) и их творческой работы в группах (как отдельный пласт единого целого), создать одно из чудес света – Египетскую пирамиду. Через знания и умения детей составить общую характеристику Древнего Египта.
Оборудование: карта “Древний Египет”, картины по истории Древнего мира, изображение египетской пирамиды, заготовки для пирамиды (с заданиями), атлас по истории Древнего мира.
План урока:
Вступление
1. Класс делится на 4 группы, которые составляются по желанию детей с рекомендациями учителя (по психологической совместимости детей); количество человек в группах должно быть равное. В начале урока ставится задача классу: учитель говорит о том, что каждый ребенок является частичкой (в данном случае “кирпичиком”) большого целого, участвуя в коллективной работе, созидает это единое целое (в данном случае – одно из чудес света – Египетскую пирамиду). А для этого необходимо будет в каждой группе выполнить определенное задание по созданию грани пирамиды. (Учитель может и не сообщать детям конечный результат работы, – чтобы это было для них неожиданностью). По окончании работы дети должны продемонстрировать конечный результат и сделать необходимые пояснения.
2. Карточки с заданиями и заготовки граней пирамиды раздаются группам с учетом способностей и интересов детей.
1. Пирамида-лестница
Заполнить этажи пирамиды, соответствующие социальному положению определенных слоев населения Египта: фараон, вельможи, чиновники, воины, земледельцы, ремесленники, рабы. По возможности изобразить их и дать соответствующие пояснения.
2. Пирамида-рисунок
Изобразить на грани природу Египта, занятия населения, фрагменты жизни фараона. Дать соответствующие пояснения своим рисункам.
3. Пирамида-карта
По заранее намеченным контурам (на грани пирамиды) ученики должны воспроизвести в цвете и с надписями карту Древнего Египта, используя атлас по истории Древнего мира.
4. Пирамида религиозных верований
На грани пирамиды изобразить и подписать богов Древнего Египта. При демонстрации проделанной работы дать пояснения, богами чего они являются, и их характеристики.
1-я группа. Пирамида-лестница
Дети демонстрируют свою грань пирамиды с пояснениями, в каком порядке они расположили определенные слои населения.
Задание:
2-я группа пирамида-рисунок
Учащиеся представляют свою работу с фрагментами из жизни Древнего Египта и с комментариями к своим рисункам.
Задание:
3-я группа. Пирамида-карта
Ребята демонстрируют свою работу (нарисованную ими карту Древнего Египта), сравнивая ее с настоящей картой Древнего Египта, поясняя то, что они изобразили.
Задание:
I. В своей пирамиде, заполните карту Древнего Египта по заданиям:
II. Поясните то, что вы изобразили.
4-я группа. Пирамида религиозных верований
Изобразив и подписав имена богов Древнего Египта на грани пирамиды, дети рассказывают мифы об этих богах и их значимости в жизни египтян.
Задание:
Учитель: Из отдельных пирамидок каждой группы собирается одна большая пирамида.
А теперь, ребята, посмотрите, что мы создали.
Из ваших маленьких кирпичиков мы получили “Чудо света” и общую картину Египта.
Для усиления значимости и масштабности проделанной работы в конце урока дается кадр с изображением Египетской пирамиды (крупным планом), в свете которой наглядно появляется Пирамида. Созданная руками детей. И наглядно подтверждается тема урока: “Чудо света” – своими руками.
Критерии оценки: