Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок истории в 5-м класее по теме Чудо света своими руками

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 434

Акифьева Галина Викторовна, учитель истории, обществознания, права

Цель: на основе способностей, знаний, желания детей (как отдельный кирпичик) и их творческой работы в группах (как отдельный пласт единого целого), создать одно из чудес света – Египетскую пирамиду. Через знания и умения детей составить общую характеристику Древнего Египта.

Оборудование: карта “Древний Египет”, картины по истории Древнего мира, изображение египетской пирамиды, заготовки для пирамиды (с заданиями), атлас по истории Древнего мира.

План урока:

  1. Постановка задач классу.
  2. Работа детей в группах по индивидуальным заданиям для каждой группы.
  3. Демонстрация проделанной работы с необходимыми пояснениями.
  4. Соединение работ каждой группы в единое целое.
  5. Подведение итогов проделанной работы.
  6. Сопоставление значимости и масштабности проделанных работ.

Вступление

  1. Мы с вами изучили историю Древнего Египта. И вы знаете, что одним из Чудес света считались в древности египетские пирамиды.
  2. И мы сегодня с вами будем создавать такое “Чудо света” своими руками.
  3. А для этого мы будем работать по группам. Каждая группа получит свое задание и создаст свою пирамиду.
  4. Но помните, что каждый из вас – это кирпичик своей пирамиды, поэтому, вы должны работать дружно, все вместе.

Ход урока

1. Класс делится на 4 группы, которые составляются по желанию детей с рекомендациями учителя (по психологической совместимости детей); количество человек в группах должно быть равное. В начале урока ставится задача классу: учитель говорит о том, что каждый ребенок является частичкой (в данном случае “кирпичиком”) большого целого, участвуя в коллективной работе, созидает это единое целое (в данном случае – одно из чудес света – Египетскую пирамиду). А для этого необходимо будет в каждой группе выполнить определенное задание по созданию грани пирамиды. (Учитель может и не сообщать детям конечный результат работы, – чтобы это было для них неожиданностью). По окончании работы дети должны продемонстрировать конечный результат и сделать необходимые пояснения.

2. Карточки с заданиями и заготовки граней пирамиды раздаются группам с учетом способностей и интересов детей.

Пояснения к заданиям по группам

1. Пирамида-лестница

Заполнить этажи пирамиды, соответствующие социальному положению определенных слоев населения Египта: фараон, вельможи, чиновники, воины, земледельцы, ремесленники, рабы. По возможности изобразить их и дать соответствующие пояснения.

2. Пирамида-рисунок

Изобразить на грани природу Египта, занятия населения, фрагменты жизни фараона. Дать соответствующие пояснения своим рисункам.

3. Пирамида-карта

По заранее намеченным контурам (на грани пирамиды) ученики должны воспроизвести в цвете и с надписями карту Древнего Египта, используя атлас по истории Древнего мира.

4. Пирамида религиозных верований

На грани пирамиды изобразить и подписать богов Древнего Египта. При демонстрации проделанной работы дать пояснения, богами чего они являются, и их характеристики.

1-я группа. Пирамида-лестница

Дети демонстрируют свою грань пирамиды с пояснениями, в каком порядке они расположили определенные слои населения.

Задание:

  1. Подпишите ступеньки, которые соответствуют положению в обществе:
  2. Рабы, фараон, земледельцы, воины, ремесленники, вельможи, чиновники.
  3. Изобразите их на данной ступени.
  4. Расскажите о них (кто есть кто?).

2-я группа пирамида-рисунок

Учащиеся представляют свою работу с фрагментами из жизни Древнего Египта и с комментариями к своим рисункам.

Задание:

  1. Нарисуйте в своей пирамиде природу Египта.
  2. Нарисуйте в своей пирамиде занятия населения.
  3. Нарисуйте фрагменты жизни фараона.
  4. Объясните свои рисунки.

3-я группа. Пирамида-карта

Ребята демонстрируют свою работу (нарисованную ими карту Древнего Египта), сравнивая ее с настоящей картой Древнего Египта, поясняя то, что они изобразили.

Задание:

I. В своей пирамиде, заполните карту Древнего Египта по заданиям:

  1. Надпишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-ый порог.
  2. Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте.
  3. надпишите название морей, омывающих Египет.
  4. Найдите две столицы Египетского царства и надпишите их названия.
  5. Обозначьте значком район пирамид.
  6. Проведите путь по воде из города Фивы в Красное море.
  7. Начертите направления завоевательных походов египетских фараонов.
  8. Обведите границы Египетского царства около 1500 г. до н.э.

II. Поясните то, что вы изобразили.

4-я группа. Пирамида религиозных верований

Изобразив и подписав имена богов Древнего Египта на грани пирамиды, дети рассказывают мифы об этих богах и их значимости в жизни египтян.

Задание:

  1. Подпишите и изобразите богов Древнего Египта.
  2. Расскажите об этих богах.
  3. По окончании работы дети представляют свои “грани” с соответствующими пояснениями.
  4. По ходу завершения выступления группы учитель соединяет грани пирамиды в единое целое, получая в результате одно из Чудес света – Египетскую пирамиду, но сотворенную руками детей в настоящее время.
  5. Создав “своеобразную” Египетскую пирамиду из работ детей, учитель подводит их к итогам проделанной работы. Благодаря участию каждого из детей и совместной работе в группах, создали одно из Чудес света – Египетскую пирамиду. А благодаря знаниям и умениям детей составили общую характеристику Древнего Египта.

Учитель: Из отдельных пирамидок каждой группы собирается одна большая пирамида.

А теперь, ребята, посмотрите, что мы создали.

Из ваших маленьких кирпичиков мы получили “Чудо света” и общую картину Египта.

Для усиления значимости и масштабности проделанной работы в конце урока дается кадр с изображением Египетской пирамиды (крупным планом), в свете которой наглядно появляется Пирамида. Созданная руками детей. И наглядно подтверждается тема урока: “Чудо света” – своими руками.

Критерии оценки:

  1. Уровень знаний детей.
  2. Проявление умений и навыков.
  3. Умение работать в группе.
  4. Достижение конечного результата.