Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Разработка урока по теме: Правила техники безопасности при работе на компьютере

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 179

Горх Галина Петровна, учитель физики и информатики

Цели и задачи урока.

Познакомить учащихся с правилами техники безопасности. Работать над формированием у учащихся сознательного отношения к правилам. Развивать умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя для этого знания, полученные на уроках физики и биологии; анализировать и обобщать информацию.

Воспитывать у учащихся культуру труда.

Оборудование:

памятки с типовыми правилами техники безопасности (по количеству учащихся) <Приложение 1>, рисунок “Строение глаза”, модель электронно-лучевой трубки, памятка “Профилактические упражнения” <Приложение 2>, системный блок одного из компьютеров (выключенных) повернуть тыльной стороной к ученикам.

Оформление доски:

до урока на доске начертить схему <Рисунок № 1> (при наличии проектора эту схему можно оформить на слайде), повесить рисунок “Строение глаза” [3], написать на доске санитарно-гигиенические нормы для влажности и температуры.

Ход урока.

Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся, отмечает в журнале отсутствующих.

Этап проверки и актуализации знаний.

Один из учащихся рассказывает о компьютере как средстве обработки информации. Остальные учащиеся слушают, затем анализируют и оценивают ответ (при необходимости учитель может вмешаться в процесс оценивания).

Мотивационная беседа, целеустановка.

Компьютер – это помощник, с которым человеку приходится часто общаться. Для того, чтобы процесс общения человека с компьютером был удобным и безопасным, необходимо соблюдать некоторые правила. Как вы уже поняли, разговор сегодня пойдет о правилах техники безопасности.

Сообщает тему урока, учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Учитель: Скажите, вы раньше когда-нибудь встречались с правилами техники безопасности?

Учащиеся: Да. На уроках труда, физкультуры, физики, химии.

Учитель: Приведите примеры таких правил.

Учащиеся приводят примеры известных им правил техники безопасности

Учитель обобщает: Чаще всего в формулировке правил встречаются слова “запрещено”, “нельзя” и т. д. Т. о. правила техники безопасности – это система запретов. Но так уж устроен человек, что когда ему говорят “нельзя” и не объясняют, почему нельзя, то такой запрет воспринимается как посягательство на свободу личности и его хочется нарушить. И даже если запрет соблюдается, то – формально. Поэтому сегодня на уроке я не буду говорить о правилах техники безопасности, а мы с вами побеседуем о некоторых особенностях работы компьютера, а вы сами решите – нужно ли вам в компьютерном классе ограничивать свое поведение запретами.

Изучение нового материала

проходит в форме беседы, с привлечением знаний учащихся, полученных на уроках физики и биологии, с опорой на схему, начерченную на доске.

(Далее приведено примерное содержание беседы, которое может быть дополнено небольшими вставками, например, рассказом об устройстве и принципе действия ЭЛТ)

Учитель: Электропитание компьютера осуществляется от однофазной цепи переменного тока напряжением от 187 В до 242 В и частотой 50 Гц. По проводам (демонстрирует провода) течет переменный ток. На тыльной стороне системного блока, там, где подключаются периферийные устройства (демонстрирует), есть металлические детали. Из курса физики вы знаете, что металлы…

Учащиеся: …Хорошие проводники электрического тока.

Учитель: Эти металлические детали могут находиться под напряжением, по ним протекает электрический ток. Конструкция монитора такова, что для управления электронным пучком используются электромагниты (демонстрирует на модели ЭЛТ), на которые подается переменное напряжение. Из курса физики вы помните, что движущиеся электрические заряды, т. е. постоянный электрический ток, создают в пространстве постоянное магнитное поле, а если заряды движутся ускоренно, т. е. по проводнику протекает переменный электрический ток, то в пространстве вокруг проводника возникает переменное электромагнитное поле, распространяющееся во все стороны от проводника, и порождающее электромагнитные волны. Как вы думаете, с какой стороны монитора излучение может быть особенно сильным?

Учащиеся: С боковых сторон, с тыльной стороны, с верхней стороны.

Учитель: Таким образом, работающий компьютер создает вокруг себя поле с широким частотным спектром, который представлен электростатическим полем в области перед экраном монитора (показывает соответствующий элемент схемы), низкочастотным магнитным полем (показывает соответствующий элемент схемы), низкочастотным электрическим полем (показывает соответствующий элемент схемы). Влияние электромагнитных излучений на организм человека еще до конца не изучено, но уже известно, что длительное нахождение в области низкочастотных электромагнитных полей (показывает соответствующие элементы схемы) оказывает вредное воздействие на самочувствие: появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается иммунитет и др. [1] (Показывает элемент схемы “Вредное воздействие на здоровье человека”).

Следующий фактор, влияющий на безопасность общения человека с компьютером, это вода. Откуда она берется?

Учащиеся: В воздухе содержатся водяные пары.

Учитель: По санитарно-гигиеническим нормам, для нормальной работы компьютера относительная влажность окружающего воздуха может быть от 20% до 80% (показывает соответствующую запись на доске) [2]. Кроме того, у работающего на компьютере могут быть влажные или даже мокрые руки. А ведь можно принести стакан с водой и поставить на системный блок или рядом с клавиатурой, и эту воду можно нечаянно пролить… Чем это грозит?

(Показывает элементы схемы “вода”, “электрический ток, напряжение”, “вредное воздействие на здоровье человека”, затем на элемент схемы “поломка компьютера”, дети по схеме выстраивают ответ)

Учащиеся: Вода, попадая на проводник с током, может вызвать замыкание, человека может ударить током…

Учитель: Человек может получить электротравму.

Учащиеся: Компьютер может выйти из строя.

Учитель: Ремонт компьютера может оказаться дорогостоящим.

Третий фактор – пыль. Попадая в дыхательные пути, она вызывает различные аллергические реакции (показывает на схеме элементы “пыль”, стрелку 3, “вредное воздействие…”). Перед экраном работающего монитора существует электростатическое поле (показывает соответствующий элемент схемы), которое “притягивает” в эту область пыль. (Показывает стрелку 3 на схеме).

Что происходит с пылью в электростатическом поле?

Учащиеся: Она электризуется.

Учитель: Верно. Наэлектризованная пыль особенно агрессивна по отношению к бронхам и легким и может вызвать аллергическую реакцию, а также такое заболевание как астма. (Показывает элемент схемы “Вредное воздействие…”).

Но пыль опасна не только для человека, но и для компьютера. Через вентиляционные отверстия (демонстрирует вентиляционные отверстия на мониторе, системном блоке) пыль попадает внутрь, оседает на деталях и микросхемах, что может привести к перегреву и, как следствие, к поломке компьютера. (Показывает соответствующие элементы схемы), и к дорогостоящему ремонту.

К поломке компьютера могут привести и механические повреждения. Какие, например?

Учащиеся: Уронили системный блок, клавиатуру или мышь…

Учитель: Если некоторые из вышеперечисленных факторов можно каким-либо образом устранить или их влияние уменьшить, то этот фактор, к сожалению, неустраним. При работе на компьютере мы просто вынуждены смотреть на экран монитора. Поскольку изображение формируется на экране монитора (показывает элемент схемы “Формирование изображения …”), то нам приходится смотреть на источник света, к чему наши глаза не приспособлены. Давайте вспомним, как устроен и как работает глаз человека. (Показывает на таблице основные элементы строения глаза. Учащиеся называют основные элементы строения глаза и их предназначение.) Каково назначение мышц, удерживающих хрусталик?

Учащиеся: Для того, чтобы хорошо видеть и удаленные и близкие предметы. Если мы рассматриваем удаленные предметы, то мышцы, удерживающие хрусталик, расслаблены, если мы рассматриваем предметы, находящиеся на небольшом расстоянии от глаз, то мышцы, удерживающие хрусталик, напряжены, хрусталик утолщен, фокусное расстояние меняется.

Учитель: Источник света (экран) находится на небольшом расстоянии от глаз, значит мышцы, окружающие хрусталик,

Учащиеся: … напряжены.

Учитель: Так уж сложилось в процессе эволюции, что мы видим в отраженном свете и длительное созерцание источника света – периодичность вспышек, высокая контрастность и яркость – создает дополнительную нагрузку на мышцы, изменяющие размеры зрачка. Все это приводит к появлению таких симптомов как: ощущение “песка” в глазах, слезоточивость, покраснение век, нечеткие контуры изображения. Если не обращать внимания на эти признаки, то можно серьезно испортить зрение. (Показывает элемент схемы “Вредное влияние…”)

И, наконец, последний фактор – шум. Откуда он берется?

Учащиеся: Шумят вентиляторы в системных блоках, стук клавиш, мы разговариваем…

Учитель: Верно. Конечно, компьютер от шума не пострадает, а человек?

Учащиеся: Однообразный шум утомляет, отвлекает, можно сделать ошибку, голова начинает болеть…

Учитель: То есть шум оказывает вредное воздействие на здоровье человека. (Показывает соответствующие элементы схемы) Умение работать тихо – один из показателей культуры человека.

Обобщение нового материала:

Учитель: Мы рассмотрели некоторые особенности процесса общения человека с компьютером и видим, что некоторые факторы оказывают вредное воздействие на здоровье человека. Назовите их, пожалуйста.

Ученики перечисляют, а учитель показывает на схеме соответствующие элементы

А некоторые из них приводят к поломке компьютера. Назовите, какие это факторы.

(Показывает на схеме соответствующие элементы)

Перспективы не самые радостные. А ведь на прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что компьютер - помощник человека при работе с информацией, во многих областях человеческой деятельности без него не обойтись. Получается противоречие. А ведь как было бы здорово, если этих вредных воздействий не было бы вовсе или они были бы сведены к минимуму. Как этого добиться? Как можно избежать вредного воздействия воды, например?

Учащиеся: Руки должны быть сухими. Не приносить воду в компьютерный класс. Не ставить стаканы с водой на стол рядом с компьютером, на системный блок.

Учитель: Как избежать вредного воздействия пыли?

Учащиеся: Делать влажную уборку. Проветривать кабинет. Не входить в кабинет в грязной обуви.

Учитель: А как можно уменьшить вред от неустранимых факторов, таких как электромагнитные поля, необходимость смотреть на источник света?

Учащиеся: Купить жидкокристаллические мониторы.

Учитель: К сожалению, для школы это сейчас слишком дорого, а потому - пока неосуществимо.

Учащиеся: Поставить кактусы.

Учитель: Как видите, цветов в кабинете много, и не только кактусов, так как цветы хорошо очищают и увлажняют воздух, формируют микроклимат, дают отдых усталым глазам, и вообще, успокаивают.

Учащиеся: Ограничить время работы на компьютере.

Учитель: Для детей вашего возраста рекомендуемое время работы на компьютере – 30 мин.

Учащиеся: Выполнять упражнения для глаз.

Учитель: Очень ценная рекомендация! На стенде вывешена памятка [1] (показывает эту памятку) с описанием упражнений, мы их выучим, и будем выполнять.

Учитель: Вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Нужно ли в компьютерном классе ограничивать свое поведение запретами?

Учащиеся: Да, конечно.

Учитель: Зачем?

Учащиеся: Чтобы сохранить свое здоровье, уберечь компьютер от поломок.

Учитель: Каким образом?

Учащиеся еще раз перечисляют свои выводы.

Закрепление знаний.

Учитель (каждому ученику выдает памятку с типовыми правилами техники безопасности): А теперь познакомьтесь с типовыми правилами техники безопасности, с которыми я по долгу службы должна была вас познакомить. Ваше мнение?

Скорее всего, дети скажут, что в правилах почти то же самое, что и они только что сказали. Можно спросить детей, насколько они считают обоснованными те правила, которые на уроке еще не звучали, и, уверена, ученики найдут убедительные обоснования.

Итог урока

Учитель: Вы пришли к тем же выводам, что и авторы типовых правил, поэтому остается запомнить их и выполнять.

Домашнее задание

Учитель: Итак, домашнее задание…

Учащиеся: Выучить правила и выполнять их.

Учитель благодарит детей за активную работу и прощается с ними.

Список литературы

  1. М. И. Степанова “Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером” Вестник образования № 21/2003 с. 44 – 60.
  2. Руководство пользователя персональных компьютеров (kraftway) с.15.
  3. Новая школьная энциклопедия // Человек. Составитель М. А. Мануильский - М.: “Росмэн”, “Мир книги”, 2005 г., с.182