При изучении пропедевтического курса “Химия вокруг нас” учащиеся получают общее представление о новом школьном предмете “Химия”. Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задач формирования у школьников первоначального целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки химии учащиеся должны получить представления о составе вещества и химических явлениях, первоначальные сведения о химических элементах, формулах, простых и сложных веществах, признаках химических явлений и расширить кругозор в восприятии окружающих нас в повседневной жизни химических веществ и явлений. Интерес к химии возникает в том случае, если учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой и реактивами. Знакомство учащихся с перечисленными вопросами позволяет в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.
Содержание факультативного курса “Химия вокруг нас” должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 7-8 классах. Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 класса (возраст 11-13 лет). Курс основан на кругозоре учащихся и знаниях математики и естествознания (биологии, географии), полученных до 6 класса, в процессе обучения в школе.
Цель курса: обеспечение подготовки учащихся к обоснованному изучению химии с 7 класса и формирование мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.
Задачи курса:
- сформировать первоначальные химические знания;
- вооружить учащихся знаниями о веществах, окружающих в повседневной жизни, с целью дальнейшего правильно применения;
- вооружить учащихся пониманием экологических проблем, как результатом человеческой деятельности;
- формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности;
- развить внутреннюю мотивацию учащихся, вызвав интерес к познанию химии.
Учебный план.
Всего - 34 часа.
Поурочное тематическое планирование
После изучения факультативного курса “Химия вокруг нас” учащиеся должны знать:
- ТБ при работах в школьной лаборатории;
- правила пользования химической посудой и правила обращения с химическими реактивами;
- свойства веществ, окружающих нас в повседневной жизни (кислорода, озона, воды, металлов и сплавов, белков, жиров, углеводов, полезных ископаемых (железных руд, угля, известняка, речного песка и глины), витаминов и т.д.);
- состав и значение вышеперечисленных веществ;
- признаки химических реакций;
- способы очистки веществ;
- что называется атомом, молекулой, химическим элементом, простым и сложным веществами, химическим уравнением, реакциями разложения, соединения, обмена и замещения, витаминами и полезными ископаемыми;
- экологические проблемы, возникающие в результате человеческой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- различать физические и химические явления, смеси и чистые вещества, типы реакций;
- писать простейшие формулы и уравнения реакций (соединения и разложения);
- использовать правильно в повседневной жизни простейшие лекарства, средства бытовой химии, косметики, витамины;
- ориентироваться в экологических вопросах и стремиться к ведению здорового образа жизни.
Литература:
Чернобельская Г.М., Дементьева А.И. “Введение в химию”, учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2006 г.