Основным подходом к изучению содержания урока можно назвать опытно-экспериментальный. При изучения нового содержания применялись следующие формы: фронтальная при изучении положения алюминия в ПС (метод – эвристическая беседа), парная и групповая при изучении основных физических и химических свойств алюминия (метод – частично – поисковый). При закреплении нового содержания предлагается использовать индивидуальные задания в тестовой форме. Проверку тестов рационально проводить в послеурочное время с помощью учеников – консультантов. Домашнее задание включает в себя как репродуктивные упражнения по сборнику задач и упражнений, так и творческие по желанию учащихся.
Цели урока:
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и умений.
Структура урока:
Основные дидактические задачи | Формы организации деятельности учащихся | Методы и приёмы обучения | Средства обучения |
1) организационный этап (1 мин.) | |||
Обеспечить условия для быстрого включения учащихся в образовательный процесс | |||
2) актуализация и целеполагание (8 мин.) | |||
Обеспечить мотивацию и принятие целей урока учащимися, актуализировать зависимость свойств химического элемента от его положения в ПС и ряду активности металлов | фронтальная | Приём «чёрный ящик», метод – беседа | ПК, проектор, ПС, доска, ряд активности металлов |
3) усвоение новых знаний и умений (23 мин.) | |||
Создать условия для усвоения важнейших физических и химических свойств алюминия и определения направлений использования алюминия в быту и промышленности | Парная, групповая, фронтальная | Частично-поисковый, описание объекта, лабораторные опыты | Оборудование и реактивы для учащихся, раздаточный материал, инструкционные карты, учебник |
4) первичная проверка понимания изученного (10 мин.) | |||
Обеспечить выявление пробелов и неверных представлений | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение заданий | Задания для самостоятельной работы, ПК, проектор, тетрадь |
5) подведение итогов урока и информация о домашнем задании (3 мин.) | |||
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | фронтальная | Учебник. сборник задач и упражнений по химии |
Учитель приветствует учащихся и осуществляет проверку готовности к уроку.
На этом уроке мы продолжим изучать тему «Металлы». В этом «чёрном ящике» спрятан металл, имеющий прямое отношение к уроку. Чтобы догадаться, о каком металле идёт речь, взгляните на экран и определите, что объединяет эти два изображения? (На слайде самолёт и кастрюля). Верно, алюминий; откроем наш ящик (вынимаем алюминиевую фольгу). Все эти предметы сделаны из алюминия, а почему – вы ответите в течение урока. Ответьте на вопросы:
На слайде появляется тема урока и цели для учащихся по мере того, как сами учащиеся их сформулируют:
Тема урока: Свойства алюминия.
Цель:
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Свойства элементов зависят от их положения в ПС. Дайте характеристику алюминия по плану (план дан на слайде):
Парная работа по изучению физических свойств алюминия. Учащимся раздаются пластины алюминия, они изучают физические свойства алюминия и заполняют в тетради таблицу, приведённую на слайде, используя для заполнения некоторых граф материал учебника «Химия- 9» под ред. П.А. Оржековского, стр 138
цвет | блеск | пластичность | Т плавления | плотность | электро- и теплопроводность |
Какие физические свойства алюминия используют люди для создания этих вещей? (учитель демонстрирует зеркало, проволоку, слайд с изображением самолёта,фольгу, краску- серебрянку).
Групповая работа по изучению нового материала. Класс разделить на одноуровневые группы по 4 человека для изучения химических свойств алюминия. Для каждой группывыдать инструкционную карту (Приложение 1). После выполнения данной работыодин представитель от группы отчитывается перед всем классом по плану (записан наслайде), а остальные учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь:
План:
Считаю целесообразным одноуровневое деление на группы, так как опытыиуравнения весьма неравноценны; мотивированные дети в одной группе смогутбыстро разобраться в трудном материале и предоставить готовые результатывсем остальным, таким образом можно сэкономить время. А «слабые» ученикиполучат больше внимания педагога и смогут тоже отчитаться о своей работенаравне со всеми.
Задание 1 (записано на доске, ученики поочерёдно выходят к доске и выполняют задания). Вставить пропуски и расставить коэффициенты:
Задание 2 (выполняется в тестовой форме, правильность выполнения проверяют после урока консультанты – ученики, получившие отличные оценки на уроке; оценки выставляются по количеству правильно выполненных заданий) Приложение 2.
Учитель даёт общую оценку работы класса на уроке, особое внимание обращая на самых активных учеников, учеников, первыми выполнивших задания, слаженность работы в группе, выставляет оценки.
Д/з: изучить §27, №274 по сборнику задач и упражнений под ред. П.А. Оржековского, творческое задания по группам (формируются по желанию учащихся):