Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Урок художественного труда по теме Ритм в композиции

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 228

Серёгина Татьяна Васильевна, учитель ИЗО и художественного труда

Цели:

  1. научить детей составлять ритмическую закономерность в композиции;
  2. воспитывать бережное отношение к природе;
  3. развивать умение работать с трафаретом, с клеем, с акриловыми красками;
  4. развивать умение работать в группе.

Методы:

  1. проблемно-поисковый метод;
  2. метод самостоятельной работы;
  3. создание ситуации успеха;
  4. метод поощрения;
  5. наглядный метод.

Формы обучения: индивидуальная и групповая.

Оборудование для учителя:

  1. магнитофон,
  2. диск с записью музыки П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,
  3. на доске детские рисунки, фото с изображением ели.

Оборудование для учащихся:

  1. трафареты с рисунками ели, снеговика, конфеты, мешка с подарками, снежинки (7см х 7см);
  2. тюбик акриловой краски белого цвета;
  3. палитра;
  4. кусок поролона;
  5. лист клеёнки;
  6. квадраты из картона синего и зелёного цвета (7см х7см);
  7. тюбики с клеем ПВА;
  8. бумажные салфетки для работы с клеем;
  9. влажные салфетки для рук;
  10. коробка для использованных салфеток и поролона.

Столы в классе развёрнуты друг к другу.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Время

1.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Перечисление инструментов для урока:
– лист клеёнки,
- палитра,
– трафарет;
– цветные квадраты;
– тюбик акриловой краски белого цвета;
– кусок поролона;
– тюбик с клеем;
– бумажная салфетка для работы с клеем,
– в центре стола влажные салфетки для рук;
– коробка для использованных салфеток и кусков поролона.

2 мин.

2.

II. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Ритм в композиции».

2 мин.

Повторение пройденного.

Вспомним, что же такое трафарет?

Трафарет – это пластинка бумаги с вырезанным внутри узором.

3.

Сообщение задания.

С помощью трафарета, который лежит у каждого из вас, белой краской сделайте оттиски на цветных квадратах.

4.

Правила работы с красками.

Но сначала вспомним правила работы с акриловой краской.

1) на палитру краски нужно брать столько, сколько необходимо для работы;

2 мин.

2) во время работы нельзя руками трогать лицо и одежду;

3) краску поролоном наносить нужно аккуратно;

4) после работы тюбик с краской нужно обязательно закрыть;

5) руки после работы вымыть или протереть влажной салфеткой.

5.

Выполнение задания учащимися.

Учитель включат музыку.

Учащиеся выполняют задание.

6 мин.

6.

Уборка рабочего места.

Учащиеся влажной салфеткой приводят руки в порядок.

1 мин.

7.

Учитель читает загадку:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

Учащиеся отгадывают: ёлка.

8.

Физминутка.

Попробуйте изобразить нарядную новогоднюю ёлочку, которая стоит на крутящейся подставке и мигает разноцветными огнями.

Учащиеся изображают ёлочку.

1 мин.

9.

III. Введение в проблему.

Да, ель стала символом Новогоднего праздника. И каждый из нас не может себе представить себе этот праздник без нарядно украшенной ёлочки. В связи с этим, к сожалению, к этому празднику на Земле вырубается огромное количество зелёных красавиц.

15 мин.

Что, по-вашему, можно сделать чтобы избежать гибели елей?

Покупать искусственные, ставить в вазу веточки ели.

(Показывает конструкцию из картона). Что эта конструкция вам напоминает?

Ёлку.

Покажите руками, как у ели расположены ветви? Да, ветви ели опущены вниз и располагаются одна над другой.

Дети показывают.

А как называется такое расположение ветвей?

Такое расположение ветвей называют ярусным.

Давайте посчитаем, сколько ярусов в данной конструкции. Кто может показать?

Здесь 4 яруса.

Как ритмично выделить ярусы, если мы имеем квадраты только двух цветов?

Будем чередовать эти цвета.

Разложите по стопкам синие и зелёные квадраты. Посчитайте сколько синих и зелёных.

Раскладывают и считают.

Сколько синих квадратов?

12

Сколько зелёных?

14

Посчитайте, сколько элементов входит в 1-й и 3-й ярусы?

14 элементов.

Посчитайте, сколько элементов входит в 2-й и 4-й ярусы?

12 элементов.

Каким цветом будут 1-й и 3-й ярусы?

Зелёным.

Каким цветом будут 2-й и 4-й ярусы?

Синим.

Можно ли выложить ритмичный рисунок внутри яруса, при условии, что ярус одного цвета?

Для этого надо чередовать рисунки.

Каким будет чередование в 1 ярусе, если можно использовать только 2 вида рисунков? (Отмечается на конструкции).

Чередование через один.

А какое чередование может быть во втором ярусе? (Отмечается на конструкции).

Чередование через два.

А каким чередование будет в третьем ярусе? (Отмечается на конструкции).

Чередование через три.

10.

IV. Выполнение задания. Работа по группам.

1-я группа будет работать с 1-м и 3-м ярусами;
2-я группа будет работать над 2-м и 4-м ярусами.

8 мин.

Ваша задача составить ритмичный рисунок самого большого яруса из ваших двух.

Выполняют.

Теперь составьте ритмичный рисунок для маленьких ярусов.

Выполняют.

11.

Завершение работы. Коллективная работа.

Посмотрим, что у вас получилось. Теперь аккуратно ничего не перепутав, перенесите ваши ярусы на конструкцию. Теперь их нужно зафиксировать клеем.

5 мин.

Вспомним правила при работе с клеем.

1) нельзя трогать лицо руками,

2) излишки клея промокать бумажной салфеткой,

3) стараться зафиксировать деталь аккуратно и ровно.

Теперь займите позицию удобную для работы, можете встать, но так чтобы было удобно и самому и другим. Приступайте к работе.

Выполняют.

Давайте посмотрим, что же у вас получилось? Какая красивая ёлочка. Давайте её прикрепим на доске.

(Композиция крепится на доску).

Как вы думаете, чего здесь не хватает?

Украшения на макушке.

Давайте прикрепим вот эту звезду, это немаловажный элемент для нашего панно

(Сверху панно крепится звезда).

12.

V. Итог.

Что для вас на сегодняшнем уроке было самым сложным?

Ритмично разложить квадраты с оттисками.

3 мин.

Но не смотря на трудности, вы отлично справились с заданием и составили сразу несколько ритмических рисунков. И даже ярусы на этой ёлочке располагаются в определённом ритме.

Что же такое ритм?

Ритм – это чередование цвета или узоров в определённом порядке.

Вы сегодня отлично поработали и получаете наивысшую оценку. А т.к. мы сегодня говорили о Новогоднем празднике, хочу вручить вашим группам вот такие сюрпризы. Спасибо за работу на уроке.

(Каждой группе вручаются сладкие угощения).

Приложение. Рисунки.