Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание русского языка

Исследовательские технологии на уроках русского языка

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 185

Кашанская Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цель:

  1. Продолжить исследование местоимений как особой лексико- грамматической категории слов в процессе коллективной мыслительной деятельности.
  2. Вывести личность каждого ученика в режим развития, поиска функций местоимений: указательную - в языке; заместительную - в речи.
  3. Вырабатывать некоторые навыки правильного употребления местоимений, то есть нормы употребления; понимание необходимости учиться правильной речи - одной из существенных сторон общей культуры человека.
  4. Через исследование, наблюдения, подвести учащихся к самостоятельному осмыслению практической значимости изучаемого материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Деление класса на группы (заранее).

II. Вступление.

Учитель:

1. “Наш Язык! Наш прекрасный русский язык! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.” И.С. Тургенев.

2. Морфологическая загадка.

- Употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного. Что это? (местоимение).

3. Да, это действительно местоимение – интереснейшая часть речи.

- Много ли их в языке? (немного), но употребляются они чаще, чем слова других частей речи.

- Почему? (так как одно и то же местоимение может употребляться вместо многих слов).

Местоимение предоставляет богатые возможности для обобщений и абстрагирования. Проведем исследование местоимений. Тезис, тема исследования: “Местоимение как особая лексико-грамматическая категория слов”.

4. Сообщение темы, цели урока – исследования учителем.

- Что нужно для исследования?

- Какой тип речи выберем? ( рассуждение)

- Как строится рассуждение, каковы основные требования к его построению?

- Сколько частей в нем обычно выделяется? (три)

1-я часть – тезис (главная мысль, которую будем доказывать или опровергать).

- Что будет тезисом исследования? ( Тема урока).

- 2-я часть рассуждения? ( Будем приводить убедительные аргументы, примеры ).

- 3-я часть рассуждения? (В конце каждого исследования будем формулировать выводы).

- Что не должны забывать при оформлении выводов? ( Не забывать использовать вводные слова: во-первых, во-вторых, … наконец, итак, следовательно, таким образом...,не забывать использовать предложения с союзами: однако, хотя, потому что, так как, несмотря на…).

Работаем по группам. Разминка.

1-я группа: “Он” - любой предмет, для названия которого служит сущ. м. р.

(человек, ребенок, ветер, стол…)

2-я группа: “ Она” - может называть любой предмет, лицо, явление, для названия которого служит сущ. ж.р. ( девушка, весна, куртка…)

3-я группа: Местоимение “Я”, казалось бы, в наименьшей степени обладает свойством обобщения. Однако и оно нередко выступает как “общее” слово. Вот пример, когда местоимения “ты”, “я” употреблены сначала в конкретном значении, затем в обобщающем, неопределенно – личном:

Дед кипит:
- Позволь, товарищ,
Что ты валенки мне хвалишь?
Хороши? А где сушить?
Нет, ты дай-ка мне сапог,
Да суконные портянки
Дай ты мне, - тогда я бог!
А.Твардовский.

III. Работа по теме урока. Исследования.

1. - Что же такое местоимение? Какое определение этой части речи дает учебник?

Предоставляем слово 1-й группе.

Местоимения - слова, которые обозначают лицо (я, ты, мы, вы, он, она, они), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).

- Что значит “не называя их конкретно”?

- Загадка. У Тютчева читаем:

Ты смирный, ласково-ручной,
Ты бешено - игривый!
Ты буйным вихрем вскормлен был…

- О ком? Или о чем подумали?

- О ком пишет поэт? Читаем в контексте: “ О рьяный конь, о конь морской…”. Теперь все понятно. Речь идет о коне.

2. Работает 2-я группа.

- А вот автор другого учебника, А.И. Реформатский ( “Введение в языковедение” Изд.-4-е, М.,1967г., с 10) пишет:

“Местоименные слова в языках независимо от их появления- слова вторичные, слова – заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”, как стоимость бумажных денег без обесценивающего их стоимость золота”.

- Сопоставим эти определения. По мнению Реформатского, местоимения - это какие слова? Они функционируют (работают, употребляются) ради…?

- Что является “золотым фондом” для местоимений?

- Что значит “ знаменательные слова”?

3. Работает 3-я группа.

- Познакомимся с еще одним рассуждением о местоимении, сделанным филологом Г. Павским в 1850г. Вдумаемся в его суть.

“ Имя, данное местоимениям, не выражает их значение в языке. Местоимения не заменяют имен, а служат только указанием на них… Местоимение не только не заменяет имени, но прямо противоположно ему”.

- Говорит о главной функции местоимений в речи- какой? (указательной).

- А какую функцию отрицает, считает менее важной? (заместительную).

- В современном русском языке выделяют какие две функции, роли местоимений?

1-я функция - указательная( на предметы, признаки, количество).

2-я функция - заместительная.

4. Проведем наблюдения. (По группам).

  1. Он отличник. Можно ли понять, о ком идет речь? (нет). А теперь:
  2. Володя учится хорошо. Он (кто?) отличник. (На лицо).
  3. Вчера был солнечный день. Такого (какого?) дня мы ждали давно. (На признаки).
  4. Наш класс собрал 10 тысяч рублей ( сколько?). Столько же рублей собрал 6 “б” класс. (На количество).

- Можно ли назвать слова, которые указывают на предмет, признак, количество, но не называет их? (Нет).

- Можно ли было понять, о ком, о чём идёт речь без первых предложений? (Нет).

- Если бы у местоимений не было заместительной функции, как должны были звучать два предложения? (Володя учится хорошо. Володя- отличник. Вчера был солнечный день. Солнечного дня мы ждали давно. Наш класс собрал 10 тысяч рублей. 10 тысяч рублей собрал 6 “б” класс.)

Вывод: 1 функция- указательная, 2- заместительная.

5. Наблюдаем заместительную функцию.

Задание: Заменить, где необходимо, повторяющиеся слова местоимениями. Редактируем тексты.

1-й текст

Ученые многие столетия записывали и собирали старинные предания- былины. Былин (их) было гораздо больше, чем известно. Многие из былин (них) позабыты. До нас дошли лишь былины (те), которые сотни раз пересказывались устно, прежде чем были записаны. Сказители дополняли былины (их) новыми подробностями, переделывали начало, середину, придумывали продолжение. Таким образом, у былин (них) появлялись новые авторы. Былины создавались в разное время. Некоторым былинам (из них) уже 3- 4 тысячи лет, другим- 300- 400 лет. ( По Ф. Коровкину).

2-й текст

6 июня 2005 года исполнилось 135 лет со дня смерти ученого, мореплавателя Врангеля. Врангеля (его) вклад в русскую науку не забыт. Постоянное напоминание о Врангеле (нем) – остров, носящий имя замечательного путешественника. Несколько раз Врангель пытался найти таинственную землю. Врангель (он) изобразил ее на карте к северу от мыса Якан. Потом о неведомой земле все забыли. Через десятки лет американский китобой Лонг, промышлявший в Чукотском море, случайно увидел землю, которую искал Врангель. Американец знал об исследованиях русского ученого. И в знак уважения к Врангелю (нему) назвал данную сушу землей Врангеля. (Из газет).

Вывод: Местоимения позволяют избежать нежелательных повторов слов, сделать речь более краткой, лаконичной.

6. Учитель:

- Местоимения в определенных текстах могут достигать большой выразительности, эмоциональности. Проиллюстрируем это. Работаем по группам. Послушаем монолог одного из героев - Хлестакова, комедии Н.В. Гоголя “ Ревизор”.

Выступает 1-я группа.

“Один раз я даже управлял департаментом. Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю… Я принимаю, только уж у меня ни, ни, ни! Уж у меня ухо востро! Уж я… О! Я шутить не люблю, я им всем задам острастку… Я такой! Я не посмотрю на кого… Я говорю всем: “ Я сам себя знаю, сам.” Я везде, везде. Я во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут, сейчас, в фельдмарш..алы. Подскальзывается и чуть- чуть не шлепается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками.

- На какую особенность обратили внимание? (многократное употребление личного местоимения я, мне.)

- Многократное, назойливое повторение местоимения “я” Хлестаковым вызывает у нас улыбку, смех. Мы начинаем понимать, что герой лжет, лжет с чувством, он даже наслаждается, упивается этим. Ему хочется стать хоть одним вершком повыше. Чем он есть на самом деле. Его собственная речь и разоблачает его. “Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!” Комизм сцены, героя в нем, подчеркивается местоимением.

Выступает 2-я группа.

М.Ю. Лермонтов “ Выхожу один я на дорогу”. (Чтение стихотворения одним из учащихся).

- Сравним этот поэтический шедевр с отрывком из монолога Хлестакова…Как характеризует лирического героя частое употребление личного местоимения я? Лирический герой - это автор стихотворения М.Ю. Лермонтов. Здесь употребление местоимения “я” подчеркивает трагическое одиночество поэта на дороге. Дорога - это символ, это жизнь. Мы начинаем понимать, отчего поэту “так больно и так трудно”. Читаем повторно строчки:

Уж не жду от жизни ничего я
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Я б желал навеки так заснуть.

- Поэт мечтает о свободе, покое, но мечта кажется доступной, когда “спит земля в сиянье голубом”. Гармония в природе - дисгармония в жизни, в мире человеческих отношений.

7. Учитель:

Местоимения - эмоциональны, экспрессивны, они, подобно пустым сосудам, способны наполняться содержанием. Работает 1 группа.

- Исследуем текст А. А. Фета:

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист;
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар в постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все - весна!

- Душа поэта переполнена чувством восторга перед природой. Ни одного глагола, которым обычно передаётся действие, движение. Перечисляются существительные с указательными местоимениями: это, эта, этот, эти…- 24 раза, что усиливает наше воображение. Видим захватывающую душу картину признаков весны.

8. Учитель:

- Еще для местоимений известную роль играет традиция их употребления.

Местоимения “Ты”, “Вы”

- С какими оттенками отношения к другому можно употреблять их?

Немного информации об истории появления местоимения “Вы”. (исследования 2 группы):

1. Местоимение “вы” появилось не так давно, в 18 в., в Римской империи, когда на троне было 2 императора (один в Риме, другой в Константинополе) и к ним следовало обращаться во множественном числе. Другие считают, что “Вы” возникло как уважительное по аналогии к “Мы” (в значении “я”), которым венчали себя императоры. У Маяковского:

Мы! Мы! Мы! Николай Вторый!
Двуглавый повелитель
России - тюрьмы
И прочей тартарары…

2. “Вы” закрепилось к неблизким или социально неравным людям. Первый признак, противопоставляющий “ты”, “вы” - это степень знакомства с адресатом. “Вы” - незнакомым, малознакомым людям, “ты” - хорошо знакомым и близким, “своим”. В повести Л.Н. Толстого “Детство” читаем: “Все дети в доме Иртеньевых были на “ты”. А в общении с Иленькой Грапом, сыном бедного иностранца, Николенька был с ним на “Вы”, так как тот был не совсем свой”.

3. Противопоставляется “ты”, “Вы” в значении “свой”, “не свой” в стихотворении А.С. Пушкина “Ты и вы” (читает учащийся):

Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: “ Как вы милы!”
И мыслю “ Как тебя люблю”.

4. Беседа по содержанию.

- Эпитет к “вы”? (пустое), т.е. не свой, чужой.

- Эпитет к “ты”? ((сердечное)-обращение как к близкому, “своему” человеку.

5. - Эмоциональные оттенки при обращении на “ты”, “вы” часто определяются обстановкой. Например: человеку ранее говорилось “вы”, теперь звучит “ты” - как резкое неодобрительное. В одном из рассказов А. Гайдара читаем: “ Вот старик - сторож обращается к купцу Синюгину: “Дозвольте вам заметить, что ни флажками, ни портретами вы не откупитесь, придет и на вас управа.” И вдруг, рассердившись, внезапно закричал: “И ты на меня не гакай! Ты думаешь пузо нарастил, телескоп завел, крокодила говядиной кормишь - так царь и бог?”

6. Еще один пример. Человеку, привыкшему к “ты”, вдруг начинают обращаться на “вы”. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир”, читаем: “Графиня Ростова сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут: “ Что вы, милая, не хотите служить, что ли? Так я вам найду место…

7. Вывод:

- Пожалуй, ни в одной части речи превращение стилистически нейтрального слова в экспрессивное не бывает таким неожиданно тонким, разительным. Вы - вежливое, почтительное, холодное; ты – дружеское, теплое, фамильярное, грубое.

8. - Приведите еще примеры употребления “ты”, “вы” из ваших личных наблюдений.

А) Я ездил в деревню и заметил, что там меньше употребляют “Вы”, чем в городе. Можно услышать такой разговор:

- Здравствуй, бабушка! Ты не видела мою маму?

- Нет, милый…

Здесь, наверно, подчеркивается простота отношений, равенство, непринужденность.

Б) Я читал, что в 19 веке преподаватели университетов обращались к студентам только на “Вы” и по имени, отчеству. В наше же время не все педагоги называют студентов и старшеклассников на “Вы”.

В) Я тоже читала, что в 19 веке на “Вы” обращались к близким, но старшим по возрасту людям: к матери, отцу, родственникам. Жены купцов обращались к мужьям на “Вы”, слышали в ответ “ты”.

Г) Моя мама многие годы знакома с одной женщиной, которая ее старше. Но она всегда ее называет на “Вы”, переход на “ты” означает, видимо, утрату почтительности.

Итог разговора о “Ты”, “Вы”:

- Учитель предлагает задачу-загадку: Ученик, перечисляя личные местоимения, расположил их в следующей последовательности:

Подумайте, какую ошибку он допустил в ответе?

9. Учитель:

- Чтобы лучше осознать практическую значимость изучаемого материала, представим себя редакторами. Никакого отклонения от литературной нормы! Проверим умение видеть, чувствовать местоимение не только в отдельности, но и в связях с другими словами в предложениях. (карточки - задания раздаются по группам).

А) В редакцию журнала пришло письмо: “Прилагаемый рассказ прошу поместить в журнале, если он этого заслуживает.” Автор рассказа получил от редакции ответ: “Журнал не заслуживает, чтобы в нем помещали такие рассказы”. Объясните, почему редакция так ответила автору?

- Необходимо следить, чтобы было ясно, на что указывает местоимение.

Б) Выделенные местоимения употреблены неверно. Исправьте предложения.

* У коллектива завода сейчас много трудностей. Им (ему) нужно освоить сверхмощные котлы.

* Герасим принес Муму чашечку молока, поставил ее на кровать, но она(Муму) не умела пить.

* Девочка положила книгу на парту и начала её читать (Книгу ? Парту? )

* Врач предложил больному каждый день взвешивать себя ( Кого? Больного? Врач предложил больному, чтобы тот каждый день взвешивал себя.)

* Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а велел содрать с него ( животного ) шкуру.

* Рано утром я пошёл в ихний сарай, где лежали ихние и наши дрова. (Это форма не является литературной).

* Мишутка прижался к теплой шее коня, ему было страшно в степи. (Мишутке? Коню?).

* Наездница пришпорила лошадь. Она должна была прийти к финишу первой. (Чтобы лошадь пришла к финишу первой, наездница пришпорила ее.)

* Пугачев великолепно знает народ, знает их нужды. (его)

* В своих рассказах А.А. Чехов ярко обличает зло и пошлость, высмеивает ее. (их)

* Художник Васильев представил на выставку свой автопортрет.

* Расскажите свою автобиографию.

* Собака услышала ее (свое) имя и бросилась к хозяину.

* Отец умер, когда ему было 9 лет. (кому, отцу, ему?)

* Чайный сервиз стоял в серванте. Он был очень красив. ( В серванте стоял чайный сервиз, который был очень красив).

- Объясните разницу в значении предложений:

* Малыш плакал и просил какую-то игрушку. (одну)

* Малыш плакал и просил какую-нибудь игрушку. (любую)

* Человек метался по городу в поисках какого-то дома. (одного)

* Человек метался по городу в поисках какого-нибудь дома. (любого)

IV. Итоги урока. Рефлексия. (Самооценка).

- Прошу каждого ответить на карточке, что дал вам урок – исследование.

- Что было главным на уроке?

- Что нового узнали о местоимении, о его функциях в языке?

- Что вызвало особенный интерес?

- От чего получил наибольшее удовлетворение, радость?

- Итак, я благодарю всех за работу. Думаю, вы убедились, насколько интересно и своеобразно местоимение, - это особая лексико-грамматическая категория слов; выработали некоторые навыки правильного употребления этой части речи; осознали практическую значимость изучаемого материала; а главное поняли, что необходимо учиться правильной речи, так как это одна из существенных сторон общей культуры человека.

V. Домашнее задание: оформить 2 карточки, в которых были бы художественные тексты (проза, поэзия) с местоимениями. Самостоятельно придумать к ним задания.