Цели:
– углубить знания по химии и активизировать познавательную деятельность обучающихся;
– развивать умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы;
– воспитывать четкость и организованность в работе, желание работать активно, без принуждения:
– воспитывать командный дух, повышать самооценку;
– способствовать формированию коммуникативных компетентностей обучающихся.
Технология игры: Из учащихся 9-10 учащихся выбираются 2 команды по 6 человек, один из которых назначается капитаном. Дается домашнее задание: придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему. Ведут игру ученики 11-го класса.
Девиз: “Ключом ко всей науке является вопросительный знак.” (О.Бальзак)
План игры:
Сценарий игры.
В1: Дамы и господа!
В2: Юные повелители мысли!
В1: Знатоки всего и вся!
В2: Мы рады приветствовать вас!
В1: Сегодня здесь собрались те, кто знает и любит химию!
В1: Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии был бы тусклым весь свет.
С химией едим, живем и летаем,
В разных точках земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок о бок живем!
В2: Так что мы без нее пропадем,
Если значенье ее не найдем!
А чтобы побольше и лучше все знать,
Надо химию понять!
В1: Поэтому именно сегодня мы проверим знания и умения по удивительной науке химии в форме игры, отвечая на вопросы разной сложности.
В2: Но и для наших болельщиков мы подготовили много удивительных сюрпризов.
В1: В игре принимают участие 2 команды
В2: Судят игру победители школьных, районных и зональных олимпиад по химии.
В1: И так начинаем первый тур. Просим капитанов представить свои команды.
В2: Наш первая остановка на станции “Угадайка”
Задание: Вам предстоит угадайте, о чем идет речь? Отвечает команда первая подавшая звуковой сигнал. А члены жюри следят за количеством верных ответов.
В 1. Каждая команда получает листы с заданием для выполнения которого дается 5 минут. Оценивается правильность решения. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.
Задание 1: Восстановите пропуски в уравнениях реакций, не изменяя приведенных коэффициентов.
А) 2Mg + …–> С + 2MgО
Б) H3PO4 + …–> H2O + KH2PO4
В) Са(ОН)2 + 2…–> 2NH3+ 2... + СаCl2
Г) СН3СНО +…–>2Ag + …
Задание 2: Дополните схемы и составьте химические уравнения, в каждом из которых укажите тип реакции по изменению степени окисления, числу и составу вступивших и образовавшихся веществ.
А) Н2 +…–>…HCl
Б) Ca(OH)2 + CO2 –> …+ …
В) …HNO3 + Cu(OH)2 –> …+ …
Г) …+ …KI –> …KCI+I2
Д) …СН3СI + …–> С2Н6 +…
Задание 1: Восстановите пропуски в уравнениях реакций, не изменяя приведенных коэффициентов.
А) 2Mg + СО2 –> С + 2MgО
Б) H3PO4 + КОН –> H2O + KH2PO4
В) Са(ОН)2 + 2NH4Cl –> 2NH3+ 2Н2О + СаCl2
Г) СН3СНО + Ag2О –> 2Ag + СН3СООН
Задание 2: Дополните схемы и составьте химические уравнения, в каждом из которых укажите тип реакции по изменению степени окисления, числу и составу вступивших и образовавшихся веществ.
А) Н2 + Cl2 –> 2HCl (соединения, ОВР)
Б) Ca(OH)2 + CO2 –> СаСО3 + Н2О (обмен, неОВР)
В) 2 HNO3 + Cu(OH)2 –> Cu(NO3)2 + 2Н2О (обмен, неОВР)
Г) Cl2 + 2 KI –> 2KCI+I2 (замещения, ОВР)
Д) 2СН3СI + 2Nа –> С2Н6 +2NаСI (ОВР)
В 2. А для вас уважаемые зрители удивительная игра-загадка “Маска я тебя знаю”.
(Ученики в масках рассказывают о себе. Отгадавший говорит, какой команде он отдает свой балл.)
Маска 1. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны. Кто я? (Железо)
Маска 2. Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс.лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развилось бы малокровие, слабость. Кто я? (Медь)
Маска 3. В газообразном виде я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Я вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектецидов и пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Кто я? (Хлор)
Маска 4. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я? (Золото)
Маска 5. Я аналог азота и у нас сходные конфигурации. Живу я на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть несколько братьев – аллотропных модификаций. Одни брат принимает активное участие при изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают поучаствовать в получении дымовых завес. Кто я? (Фосфор.)
В1. Просим команды сдать листы с заданием, а болельщиков благодарим за активное участие.
В2. Следующая станция “Отгадайка”, участникам необходимо будет расшифровать имя и фамилию ученого-химика.
Задание: Расшифруйте имя ученого-химика по следующей записи
Ar, Li, Eu, K, S, Ar, Na, Db, Rn, B, U, Te, Li, Eu, Ra, Os, V.
В1. Просим участников сдать листы с ответами.
В2. Наш следующий конкурс, позволит дать как можно больше правильных ответов за строго определенное время. Прошу жюри следить за временем. В вашем распоряжении 90 секунд или 1,5 минуты. И так время пошло.
ВОПРОСЫ 1 КОМАНДЕ:
ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ:
В1. Просим жюри объявить, какое количество правильных ответов дала каждая команда.
В2. Наша следующая станция поможет от теоретических знаний перейти к практическим. А называется она
В 1. Прежде, чем выполнить задания этой станции необходимо вспомнить правила техники безопасности. (Раздается барабанная дробь.)
(Выходят несколько учащихся с перевязанными руками, глазами, в порванной одежде)
Я знаю! Я! Все правила! (ВСЕ)
Если хочется в пробирке
Все скорей перемешать,
То закрой пробирку пальцем
И сильнее потряси.
Если пальцев станет меньше –
Не грусти и не рыдай:
Ну и что, что стало девять?
Девять все-таки не семь!Если вдруг ты на спиртовке
Нагревать чего-то хочешь,
Смело действуй, направляй
Свою пробирку на соседа.
Если выброс из пробирки
Вдруг нечаянно случится,
Пусть сосед идет лечиться.
Главное, что ты здоров!
Если хочешь ты понюхать
Незнакомый порошок,
То немедленно всем носом
Зарывайся ты в него.
Полчаса прилежно нюхай,
А потом свои полноса
Доставай и так живи.
Главное – вот так понюхать
Сможешь ты еще разок?Если есть в пробирке жидкость,
Неизвестная тебе,
То ее ты смело пробуй:
Кисло – значит, кислота,
Горько – это, значит, щелочь
Или яд какой другой.
Ну и что, что эта проба
Для тебя последней будет?
Зато жил ты, как герой!
В 1. Нет, нет! Эти правила нам не подходят! Ребята давайте вспомним верные правила… (ответы зрителей)
В 2. А теперь практические задания командам.
Задание 1. Распознайте практическим путем среди предложенных трех веществ (карбонат натрия, хлорид натрия и сульфат натрия) соль серной кислоты.
Задание 2. Распознайте практическим путем среди предложенных трех веществ (карбонат натрия, хлорид натрия и сульфат натрия) соль угольной кислоты.
На веревке, протянутой на высоте 1,5 метра подвешены призы и вопросы. Мы приглашаем по 1 представителю, завязываем глаза и поворачиваем несколько раз.
Получить приз может тот, кто правильно ответит на вопрос. Если ответ дан неправильный, то приз получает тот, кто дал верный ответ.
Вопросы:
1) Природные катализаторы, присутствующие во всех живых клетках. (Ферменты)
2) Какой воздух тяжелее сухой или влажный и почему? (Тяжелее сухой, т.к. масса воды – 18, а воздуха – 29)
3) Разреженное состояние воздуха и других газов, когда молекул в том же объеме содержится меньше, чем при нормальных условиях. (Вакуум)
4) Какие два простых вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (бром и ртуть)
5) Реакция, протекающая с очень большой скоростью (Взрыв
6) Металл, название которого в переводе с латинского – “утренняя заря”. (Золото)
В1. Проверка ответов команд по станции “Выполняйка”.
В2. Наша последняя станция “Изображайка”. Выберите, пожалуйста, лист с заданием, в котором будет указано, какой процесс вам нужно изобразить. А затем при помощи мимики и жестом покажите, чтобы наши зрители могли отгадать, о чем идет речь. (Взвешивание, извержение вулкана, измерение определенного объема жидкости, получение вещества с неприятным запахом).
В 1: Давайте определим лучшую команду в данном конкурсе.
В2. Просим наше многоуважаемое жюри подвести итоги сегодняшней игры.
По результатам игры жюри подводит итоги.
В 1: Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расстаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать.
Как пытались баллы добывать.
В 2: Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!