Цели и задачи урока.
Учебно-наглядный комплекс и оборудование:
1. Учебник. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство “Просвещение”, 2013.
2. Географический атлас 8- 9 класс. - М.:Просвещение, 2012.
3. В.В. Барабанов. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс. Издательство “Просвещение”, 2012.
4. Контурные карты. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс.
5. Е.Ю. Мишняева. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 9 класс. Издательство “Просвещение”, 2012.
Тип урока: комбинированный.
Методы.
Словесные: объяснение, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.
Практические: выполнение практической работы, решение проблемных задач, приём синквейна.
Наглядные: иллюстративный, демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, психологический настрой.
II. Проверка домашнего задания
- На протяжении ряда уроков мы изучаем хозяйство России. На прошлом уроке мы начали знакомство со сферой услуг.
- Давайте вспомним, о чём мы узнали на прошлом занятии.
1. (Индивидуальный опрос). Раздаёт карточки для индивидуальной работы. Приложение 1.
2. (Фронтальный опрос “ по цепочке”).
- Для всех остальных проведём географическую разминку по усвоению материала прошлого урока. Это поможет нам подготовиться к изучению новой темы урока. Давайте вспомним.
Приложение 2 (презентация)
Слайд 2-3
Обратите внимание на карту ж/д транспорта и назовите самую протяжённую магистраль в России.
- А теперь к нам присоединяются те, кто работал с мини-тестами. Проверим, как вы справились.
(Работы передаются соседу по парте для проверки и исправления недочётов.
Учащиеся, которые работали с мини-тестами, отвечают по выбору учителя на какой-либо из вопросов своего теста, класс контролирует ответы, при необходимости, исправляет и дополняет).
Слайд 4-11 (вопросы и ответы мини-тестов)
(По завершении работы, учитель собирает листы с ответами для оценивания).
Слайд 12: А сейчас посмотрите на этот слайд:
Транспорт
Железнодорожный, подвижной
Перевозит, занимает, отстаёт
Ж/д транспорт – ведущий и один из самых экологически чистых.
Развитие
- Что вы можете по нему рассказать?
(Учащиеся отвечают, что это синквейн о железнодорожном транспорте и дают по нему характеристику).
- Правильно. Мы с вами уже составляли синквейны и я решила применить его к нашей теме урока. Как видите, на моём примере о ж/д транспорте, синквейн может передать нам главные характеристики темы. И мы с вами к этому ещё сегодня вернёмся.
III. Изучение нового материала
- Напоминаю, ещё раз, что все виды транспорта, о которых мы говорили и ещё будем говорить, работают согласованно, дополняя друг друга. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.
1. Постановка цели и задачи урока:
- Главная цель нашего урока сегодня рассмотреть ещё два вида транспорта с их особенностями и значением в экономике страны. Это воздушный и автомобильный транспорт.
Слайд 14
- Работать будем в группах по 4 человека.
(Класс делится на группы, просто объединившись с соседней партой)
- У вас на партах лежат таблицы, которые вы должны заполнить, используя атласы и материал учебника. Приложение 3, 4
2. Самостоятельная работа учащихся в группах:
1 группа: автомобильный транспорт. Организация деятельности учащихся с использованием.
2 группа: воздушный транспорт: частично-поискового метода.
IV. Первичная проверка усвоения знаний
- Выслушаем результат ваших работ. Внимательно следите за ответами, помогайте и дополняйте, при необходимости, ответы своих одноклассников.
(Учащиеся выступают со своими сообщениями, используя заполненные таблицы. От каждой группы выступают 3-4 человека.)
1 группа: Слайд 15-17: автомобильный транспорт (сопровождаются ответы учащихся).
2 группа: Слайд 18-24: воздушный транспорт (сопровождаются ответы учащихся).
V. Первичное закрепление знаний
- А теперь мне бы хотелось проверить, как вы усвоили новую тему урока и сможете ли применить свои знания в жизненных ситуациях.
Учащимся предлагается найти пути решения некоторых проблем, существующих в транспортном комплексе. Работа проводится в группах.
Проблемные вопросы записаны на слайде 25:
Проблема.
(Учащиеся обсуждают проблемы, затем от каждой группы выступает свой представитель, высказывая общее мнение по данной проблеме). Учитель подводит итог по выполнению данной работы.
VI. Обобщение знаний
- А сейчас я предлагаю вам составить синквейны по теме нашего урока, применив к их составлению все полученные сегодня знания. Работаем в парах.
VII. Подведение итогов урока
Выслушав составленные синквейны учащихся, учитель обобщает их ответы, подводятся итоги по изученной теме.
VIII. Домашнее задание (записано на слайде презентации).
Слайд 26: (учащиеся записывают в дневниках домашнее задание).
IX. Рефлексия
- Я считаю, что вы успешно справились с работой. Но у меня осталась к вам сегодня ещё одна просьба-задание: отобразите своё настроение и то, как вы оцениваете совместную работу и знания, приобретённые на сегодняшнем уроке в листе контроля, который находится у вас на партах. Приложение 5
(Учащиеся заполняют листы контроля и сдают их учителю).
X. Оценивание
Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке.