Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Галогены. 9-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 497

Роговцова Светлана Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель химии

Цели урока:

Оборудование и реактивы:

К уроку прилагается презентация (Приложение 1)

Этапы урока:

1. Мотивация на изучение материала, целеполагание и планирование деятельности

Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Неметаллы». Сегодняшний урок будет посвящен изучению самых активных неметаллов. Попробуйте определить, о каком химическом элементе идет речь.

(Приложение 1, слайд 1)

(Приложение 1, слайд 2)

(Приложение 1, слайд 3)

(Приложение 1, слайд 4)

(Приложение 1, слайд 5)

– К какому семейству соединений относятся эти вещества? (Галогены.)

– Тема урока: Галогены.

(Приложение 1, слайд 6)

В России одно время галогены называли солеродами. Почему такое название дано этим веществам? Как это название соотносится с названием поваренной соли? (Рождают соли при взаимодействии с металлами.)
В 1811 г. И.К.Швейгер предложил химикам называть эти элементы галогенами («галос» – соль, «генес» – рождаю).
(Приложение 1, слайд 7)
Как вы думаете с чего необходимо начинать изучение любых химических элементов? (Положения в Периодической системе, строения атома, изменения свойств по группам и периодам, физических и химических свойств.)

Цели нашего урока:

(Приложение 1, слайд 8)

2. Изучение нового материала

1. Характеристика химического элемента.

1.Положение в периодической системе Д.И.Менделеева.
2. Строение (схема электронного строения).
3. Свойства

(Приложение 1, слайд 9)

У доски составить электронные формулы хлора и фтора.

Что общего в строении всех атомов галогенов?
– Чем отличаются атомы галогенов по строению?
Почему возрастает атомный радиус в группе?
Какие возможные степени окисления могут быть у галогенов?
– Почему фтор является самым электроотрицательным элементом? (Приложение 1, слайы 10, 11)

HClO хлорноватистая кислота H ClO2 хлористая кислота HClO3 хлорноватая кислота HClO4 хлорная кислота

2. Галогены – простые вещества (Приложение 1, слайд 13).

Какова этимология (происхождение) названий галогенов? (В названии использованы свойства веществ).

1. Строение молекулы. Записать формулы галогенов.
2. Вид химической связи. Какой вид химической связи в молекулах галогенов? Составить схему образования химической связи.
3. Тип кристаллической решетки
– Зависят ли свойства вещества от типа кристаллической решетки?
– Какими свойствами должны обладать вещества с молекулярной кристаллической решеткой?
Для йода характерно такое физическое явление как возгонка, т.е.переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. При возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество испаряется, а в охлажденной снова конденсируется.

(Опыт)

4. Физические свойства галогенов (работа с таблицей учебника) (Приложение 1, слайды 14, 15)

– Какую закономерность вы выявили при изменении агрегатного состояния и цвета веществ?
– Какова закономерность при изменении температур плавления и кипения?

5. Химические свойства

А) Взаимодействие галогенов с металлами (с хлором, медью, сурьмой).

Демонстрация видеофрагментов (Приложение 1, слайд 16). Записать уравнение реакции, составить окислительно-восстановительный процесс.

Вывод: галогены окислители в реакции с металлами.

Б) Взаимодействие с водородом (Приложение 1, слайд17)

H2 + F2 = 2HF + Q (со взрывом)
H2 + Cl2 = 2HCl + Q (на свету)
H2 + Br2 = 2HBr + Q
H2 + I2 = 2HI – Q

Что можно сказать о скорости химических реакций? Какой фактор химической реакции оказывает влияние на скорость?

В) Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.

(Демонстрация видеофрагментов)

Окислительная способность галогенов снижается в ряду Cl2 – Br2 – I2
Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены. (Приложение 1, слайд 18)

Почему для фтора эта реакция нехарактерна?

Фтор взаимодействует с водой, вытесняя из нее кислород.

2F2 + 2H2O = 4HF + O2 (Приложение 1, Слайд 19)

А йод способен вытеснить другие галогены?

3. Рефлексия

– А теперь вернемся к целям нашего урока? Достигли ли мы их?
– А что вы еще хотели бы узнать о галогенах?

4. Домашнее задание & 18 упр.1,7,9.

Индивидуально – подготовить сообщение об истории открытия, биологической роли и областях применения галогенов