Цели урока:
Оборудование и реактивы:
К уроку прилагается презентация (Приложение 1)
Этапы урока:
1. Мотивация на изучение материала, целеполагание и планирование деятельности
– Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Неметаллы». Сегодняшний урок будет посвящен изучению самых активных неметаллов. Попробуйте определить, о каком химическом элементе идет речь.
(Приложение 1, слайд 1)
(Приложение 1, слайд 2)
(Приложение 1, слайд 3)
(Приложение 1, слайд 4)
(Приложение 1, слайд 5)
– К какому семейству соединений относятся эти вещества? (Галогены.)
– Тема урока: Галогены.
(Приложение 1, слайд 6)
– В России одно время галогены называли солеродами. Почему такое название дано этим веществам? Как это название соотносится с названием поваренной соли? (Рождают соли при взаимодействии с металлами.)
В 1811 г. И.К.Швейгер предложил химикам называть эти элементы галогенами («галос» – соль, «генес» – рождаю).
(Приложение 1, слайд 7)
– Как вы думаете с чего необходимо начинать изучение любых химических элементов? (Положения в Периодической системе, строения атома, изменения свойств по группам и периодам, физических и химических свойств.)
Цели нашего урока:
(Приложение 1, слайд 8)
2. Изучение нового материала
1. Характеристика химического элемента.
1.Положение в периодической системе Д.И.Менделеева.
2. Строение (схема электронного строения).
3. Свойства
(Приложение 1, слайд 9)
У доски составить электронные формулы хлора и фтора.
– Что общего в строении всех атомов галогенов?
– Чем отличаются атомы галогенов по строению?
– Почему возрастает атомный радиус в группе?
– Какие возможные степени окисления могут быть у галогенов?
– Почему фтор является самым электроотрицательным элементом? (Приложение 1, слайы 10, 11)
HClO – хлорноватистая кислота | H ClO2 – хлористая кислота | HClO3 – хлорноватая кислота | HClO4 – хлорная кислота |
2. Галогены – простые вещества (Приложение 1, слайд 13).
– Какова этимология (происхождение) названий галогенов? (В названии использованы свойства веществ).
1. Строение молекулы. Записать формулы галогенов.
2. Вид химической связи. Какой вид химической связи в молекулах галогенов? Составить схему образования химической связи.
3. Тип кристаллической решетки
– Зависят ли свойства вещества от типа кристаллической решетки?
– Какими свойствами должны обладать вещества с молекулярной кристаллической решеткой?
– Для йода характерно такое физическое явление как возгонка, т.е.переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. При возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество испаряется, а в охлажденной снова конденсируется.
(Опыт)
4. Физические свойства галогенов (работа с таблицей учебника) (Приложение 1, слайды 14, 15)
– Какую закономерность вы выявили при изменении агрегатного состояния и цвета веществ?
– Какова закономерность при изменении температур плавления и кипения?
5. Химические свойства
А) Взаимодействие галогенов с металлами (с хлором, медью, сурьмой).
Демонстрация видеофрагментов (Приложение 1, слайд 16). Записать уравнение реакции, составить окислительно-восстановительный процесс.
Вывод: галогены окислители в реакции с металлами.
Б) Взаимодействие с водородом (Приложение 1, слайд17)
H2 + F2 = 2HF + Q (со взрывом)
H2 + Cl2 = 2HCl + Q (на свету)
H2 + Br2 = 2HBr + Q
H2 + I2 = 2HI – Q
– Что можно сказать о скорости химических реакций? Какой фактор химической реакции оказывает влияние на скорость?
В) Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.
(Демонстрация видеофрагментов)
Окислительная способность галогенов снижается в ряду Cl2 – Br2 – I2
Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены. (Приложение 1, слайд 18)
– Почему для фтора эта реакция нехарактерна?
Фтор взаимодействует с водой, вытесняя из нее кислород.
2F2 + 2H2O = 4HF + O2 (Приложение 1, Слайд 19)
– А йод способен вытеснить другие галогены?
3. Рефлексия
– А теперь вернемся к целям нашего урока? Достигли ли мы их?
– А что вы еще хотели бы узнать о галогенах?
4. Домашнее задание & 18 упр.1,7,9.
Индивидуально – подготовить сообщение об истории открытия, биологической роли и областях применения галогенов