Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Элективный курс по географии для 9-х классов. Тема: Путешествие по странам

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 462

Васильева Светлана Алексеевна, учитель географии

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Путешествие по странам» предназначена для учащихся 9 класса.
«Описание Земли» – такое значение в переводе с греческого имеет термин «география». Эта наука о людях, о различных местах на Земле, об отношениях между людьми и самой Землей. Также это повествование о ландшафтах Земли, о движении Земли в пространстве, о геологических и климатических изменениях…и о многом – многом другом.
География объясняет ученику мир, в котором он живет, показывает, как эффективно может его использовать человек, как должен стремиться к защите и охране его для будущих поколений. Но далеко не все вопросы об истории нашей земли, о накоплении знаний по географии, о геологии и климатологии изучаются в школе.
Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы, но так необходимые ним в жизни. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
К задачам курса относится создание географических образов различных территорий Земли – природных комплексов и стран. Для учащихся, получающих неполное среднее образование, это единственная возможность приобрести хотя бы минимальный объем знаний о странах, отказаться от узко националистических предубеждений и научится терпимо относится к особенностям быта, культуры, религии разных народов. Тем самым осуществляется географическая и психологическая подготовка школьников к возможным в перспективе культурным, деловым и прочим контактам, с людьми проживающим в странах дальнего и ближнего зарубежья.
Основная цель курса – создание у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и поселения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

Исходя из этого, формируются следующие задачи:

Весь курс рассчитан на 17 часов и разделен на теме. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащегося, обобщению межпредметных (география, биология и др.) знаний по странам. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершению курса будет проведена презентация и защита проектов.

Планируемые результаты обучения

Данный курс способствует развитию у детей географического мышления, формирует представления о природе как средстве обитания человека и ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей, а также помогает усвоению сведений, необходимых учащимся для последующего выбора профессий и сферы деятельности.

Учебно-тематический план:

Наименование тем курса

Всего
часов

В том числе

Формы контроля

Лекц.

Прак.

Семин.

1

Введение. 1 1 беседа

2

Общая характеристика стран Азии. 1 0,5 0,5 Выполнение практич. работ

3

Природные особенности юго-западной страны Азии – Израиль 1 0,5 0,5 Выполнение практич. работ

4

Святыня Израиля. 1

5

Мир профессий. 1

6

Традиции Израиля. 1

7

Природные особенности Таиланда. 1 0,5 0,5 Выполнение практич. работ

8

Традиции Таиланда 1

9

Тайский зоопарк. 1

10

Искусство страны. 1

11

Природные особенности стран восточной Азии – Япония. 1 0,5 0,5 Выполнение практич. работ

12

Боевое искусство. 1

13

Японская кухня. 1

14

Обычаи страны. 1

15

Мастер-класс. 1

16

Выполнение проектов. 1 0,5 0,5 Выполнение практич. работ

17

Итоговое занятие 1 1 Защита проектов.

ИТОГО:

17

Содержание программы

Тема 1. Введение

Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с обшей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и практических работ. Обсудить критерии оценивания самостоятельных робот.

Тема 2. Общая характеристика стран Азии

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие океаны.
Особенности природы. Преобладание равнин, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон.

Практические работы

1. Определение географических координат крайних точек. Определение географического положения по плану.
2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых, внутренние воды, природные зоны.
3. Оценивание климатических условий.

Тема 3. Природные особенности юго-западной страны Азии – Израиль

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие моря. Страны соседи.
Особенности природы. Преобладание равнин, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон.

Практические работы

1. Определение географических координат крайних точек, протяженность страны с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение географического положения по плану.
2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых, внутренние воды, природные зоны.
3. Оценивание климатических условий.

Тема 4. Святыня Израиля

Национальная одежда, храм гроба Господня, стена плача, река Иордан.

Тема 5. Мир профессий

Профессии присущие этой стране: профессия дояр, мойщик окон, пекарь, муниципальный инспектор, работник косметической фабрики, продавец фалавельной лавки, капитан субмарины, магишах, кузнец, археолог.

Тема 6. Традиции Израиля

Свадьба – еврейская, еврейские танцы, субботняя хала, эйлатский камень.

Тема 7. Природные особенности Таиланда

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие моря. Страны соседи.
Особенности природы. Преобладание равнин, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон.

Практические работы.

1. Определение географических координат крайних точек, протяженность страны с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение географического положения по плану.
2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых, внутренние воды, природные зоны.
3. Оценивание климатических условий.

Тема 8. Традиции Таиланда

Национальная одежда, король, тайское приветствие, посещение храмов Таиланда.

Тема 9. Тайский зоопарк

Тайский зоопарк, работник террариума, слон – абстракционист, школа обезьян.

Тема 10. Искусство страны

Бумага из экскрементов слона, мастер по изготовлению зонтика, муай тай – боевое единоборство Таиланда, традиционный массаж.

Тема 11. Природные особенности страны восточной Азии – Япония

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие моря. Страны соседи.
Особенности природы. Преобладание равнин, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон.

Практические работы

1. Определение географических координат крайних точек, протяженность страны с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение географического положения по плану.
2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых, внутренние воды, природные зоны.
3. Оценивание климатических условий.

Тема 12. Боевое искусство

Кэндо – боевое искусство, самураи, кюдо – путь лука.

Тема 13. Японская кухня

Приготовление блюд из японской кухни.

Тема 14. обычаи страны

Национальная одежда, кимоно, чайная церемония, призвание монах.

Тема 15. Мастер-класс

Оригами, татами – подстилка, кю – шар – сплетенный из бамбука, икебана.

Тема 16. Выполнение проектов

Выполнение групповых проектов гипотетических стран, составление маршрутов туристических экспедиций.

Тема 17. Итоговое занятие

Защита проектов.

Литература.

  1. Чекулаева Е.О. Столицы мира – М.:ООО “Издательство АСТ”: (Издательство Астрель), 2002 .
  2. Страны мира – справочник для эрудитов и путешественников. Харьков, 2006.
  3. Нестандартные уроки в школе. География. У нас в гостях Япония. Волгоград, 2003.
  4. DVD в поисках приключений № 122/1– 5 фильмов на одном диске.

Приложение